Анализ жанра на уроке
Когда мы рассматривали жанры текста на английском языке, мы выяснили, зачем все это нужно на практике. Оказывается, нужно и еще как!
Затем, чтобы быстро ориентироваться в огромных объемах информации. Затем, чтобы самим с легкостью составлять любые тексты на английском. Затем, чтобы противостоять манипуляциям. Или виртуозно манипулировать окружающими самим!))
Сегодня о том, как можно провести анализ жанра (genre analysis) на уроке.
И два фрагмента уроков по английскому, где мы с учениками проводили анализ жанра.
Анализ жанра на уроке
Анализ жанра может быть одним из принципов подбора дополнительных материалов для урока.
Обычно дополнительные материалы подбираются так:
Проходим тему Family - дополнительно возьмем какой-нибудь текстик по теме Family с нужной лексикой.
Тема по грамматике was/were – возьмем дополнительные игры, активитиз и упражнения на отработку прошедшего времени.
Так вот, дополнительные материалы для уроков можно подбирать и по принципу жанра. Как это выглядит?
Проходим тему по грамматике imperative (повелительное наклонение) – дополнительно рассмотрим те жанры текстов, для которых характерны повелительные предложения.


Нам подойдут:
- всяческие инструкции (да хоть инструкция по заварке чая с упаковки!)
- мануалы к технике (как настроить телевизор)
И смотрим, как ведем себя imperative в подобных текстах, по какому принципу строится этот жанр.
Или – проходим прилагательные. Каким жанрам свойственно использование прилагательных? Самый очевидный ответ – разного рода рекламе. Почему бы не познакомиться с этим жанром? Отличная тренировка критического мышления получается, когда видишь, как и в каком количестве используются прилагательные в рекламе)))


Можно пойти и другим путем. Учебники хоть и предлагают некоторое разнообразие жанров, анализом жанра обычно не заморачиваются. А мы заморочимся! Преподы мы, в конце концов, или где?)))
Ну, например, появляется в учебнике какая-нибудь application form. Тут же добавляем пару-тройку других форм, анализируем, выводим особенности жанра и его распространенность. И учимся ориентироваться в этом формате текста.


Или в учебнике предлагают заполнить personal profile. Значит, нам прямая дорога на сайты, где нужно создавать и заполнять личные профили (соцсети, сайты знакомств и другие). И опять – изучаем жанр и его условности. Учимся заполнять профили всей видов и мастей.


Подробнее о том, как мы анализировали сайты знакомств и учились заполнять профили.
Или текст из учебника в формате туристического буклета о достопримечательностях. Без специальной тренировки, особенности этого жанра ученикам не очевидны. Их-то мы и выявим с помощью других подобных текстов.


Видим, что оба буклета организованы похожим образом. Есть картинки, есть текст с информацией и фактами, есть раздел с практической информацией – часы работы, цены, расположение. Есть определенный способ подачи информации, даже своя характерная упорядоченность этой информации.
Подробнее о том, как мы работали с этим текстом на уроке.
О пользе анализа жанров
Анализ жанра учит студентов быстро в ориентироваться в текстах в обычной жизни. Определять релевантность текста, извлекать и интерпретировать информацию без особых усилий. А также тренирует писать тексты самых разных жанров самому (от составления резюме до объявления о продаже ненужных учебников английского)))
В общем, все это называется build confidence и является – не побоюсь этого слова – обязанностью преподавателя!))
Покажу два фрагмента урока, где мы как раз делали задания на анализ жанра.
Оба они имеют дело с жанром газетной или журнальной статьи. Но отличаются по уровню (Pre-Intermediate vs.Upper-Intermediate) и, соответственно, по тренируемым навыкам.
Фрагмент урока Pre-Intermediate
Первый фрагмент урока по английскому – для уровня Pre-Intermediate. Здесь мы знакомились с жанром:



- как организован журнал (magazine cover, contents page, sections, features, articles, titles)
- какие в нем есть разделы
- как они называются (news section, on the cover, features, technology section, etc.)
- как беглым взглядом найти статью по нужной тематике (по картинкам и ключевым словам заголовков и первых предложений каждой статьи). В нашем случае – так как мы занимаемся по Gateway, учебнику для подростков – и статью мы искали по теме здоровья подростков.
Дальше мы учились читать и понимать аутентичные статьи, написанные сложным языком (новостная научная статья):








- как, не заморачиваясь незнакомыми словами, понять основную информацию
- как ориентироваться в сложном языке статей, подбирая синонимы из известных слов
- как перефразировать предложения - чтобы уметь передать смысл своими словами
Фрагмент урока Upper-Intermediate
Этот фрагмент урока по английскому сделан на основе учебника Speakout Upper-Intermediate. И жанр у нас был – репортаж и газетная статья.
В принципе, к уровню Upper-Intermediate наши дорогие ученички уже повидали жизнь всякого, и статей в том числе. Так что устройством журналов и выявлением особенностей жанра (как в предыдущем фрагменте) мы заниматься не стали. Мы сразу приступили к более творческой части - практике.



- сделали страницу из учебника
- взяли дополнительную статью
- выяснили, почему она не вписывается в жанр статьи
- исправили все это безобразие – структурировали, разделили на абзацы и предложения, избавились от лишней информации.
Все материалы можно скачать бесплатно:
- задания к статье Upper-Intermediate
- страница из журнала New Scientist для Pre-Intermediate
- задания к статье Let Teens Sleep In
Коллеги, а вы проводите анализ жанра на уроке? Оставьте комментарий – обсудим!
Автор: Дарья Масловская
Поделитесь с друзьями!
Подпишитесь на новые посты блога!