London is the capital of... Нескучное чтение на английском. Фрагмент урока
Сегодня покажу фрагмент урока английского языка по чтению и расскажу, как мы обычно работаем с текстами на уровне elementary и как небанально организовать обучение чтению с примерами упражнений.
Лирическое отступление. Когда-то давно, на заре блога, я писала о том, что тексты для чтения на уровнях Beginner и Elementary (а на самом деле, и дальше) обычно адаптированы и малоценны с точки зрения развития коммуникативных навыков и функций.
Наверное, могло сложиться впечатление, что я только критикую учебники. Мало этого, не хватает того… Да, многого не хватает, но это и не проблема вовсе: на то и преподаватель, чтобы добавить и доработать то, чего не хватает для полного счастья. В остальном учебники составлены очень грамотно. И этот, который я постоянно привожу в пример здесь, New English File, - не исключение. Хороший учебник, рекомендую. Особенно в комплекте с грамотным преподавателем))
Однако я по-прежнему думаю, что невысокий уровень языка – не повод и не приговор читать дурацкие тексты из серии London is the capital of Great Britain. Жизнь вряд ли будет адаптировать свои ситуации для изучающих английский на уровне Elementary. А значит надо подготовиться к таким условиям и научиться выживать, интерпретировать сложные тексты и извлекать из них смысл, несмотря на… Конец лирического отступления.
Урок английского языка: достопримечательности Лондона
Вот такая тема была у нас недавно на уроке – города, путешествия и достопримечательности Лондона.
Предварительно обсудили заголовок – When a man is tired of London… Какое может быть продолжение? Дискутируем. When a man is tired of London, a man is tired of life. Кто-то из великих сказал. Что он имел в виду?
Посмотрели на картинки лондонских достопримечательностей, идентифицировали, обменялись знаниями на тему (зачем в учебниках такие задания, можно узнать здесь). Ура, теперь мы полностью в теме, мозг работает в нужном нам направлении.
В плане грамматики учебник развивает тему Present Simple VS Present Continuous: разница их употребления. Грамматика нужная, и контекст подобран хорошо:
Я не буду здесь подробно останавливаться на временах, т.к. цель поста - показать, как можно работать над навыками чтения. Об этом и поговорим подробнее.
Фрагмент урока английского по чтению
Дальше нам предлагают ответить на вопросы к тексту о лондонской достопримечательности, колесе обозрения - The London Eye.
Хорошо, одобрямс. Не просто текст, а отрывок из путеводителя. Работаем с разными жанрами, привыкаем к его особенностям. В данном контексте сложно было бы придумать что-то более уместное, чем описание достопримечательности из путеводителя.
Отвечаем на вопросы – тренируем навык поиска конкретной информации. Очень полезный навык вообще и в контексте достопримечательностей особенно. Ведь когда мы планируем свое путешествие и изучаем достопримечательности города, мы именно этим занимаемся: читаем про древний амфитеатр/современный мегаполис/музей, выбираем важные для себя факты и решаем, пойти туда или лучше в другое место. В паб, например.
Прочитали, нашли ответы, определились с лексикой, которая может встретиться в подобных материалах (available, in advance…). Думаем дальше: какие еще навыки могут нам пригодиться в образовательных путешествиях по достопримечательностям Лондона/Нью-Йорка/Сиднея/Каира? Так, Каир отбрасываем, бывалые путешественники знают, что в Египте знание английского скорее мешает, чем помогает. В отеле - на русском, на экскурсиях – на русском))
Коммуникативные функции и грамматика. Общие и специальные вопросы
В поездках мы не только читаем/слушаем и извлекаем
информацию, иногда нужно задать вопрос, если что-то не поняли из путеводителя
или если об этом ничего не сказано в материалах. По опыту - умение формулировать вопросы сильно хромает, что неудивительно. Спрашивают чаще преподаватели, а ученики отвечают, вот и нет навыка.
А значит немного повторим грамматику: правила построения вопросов на английском. Это вроде бы совсем не вписывается в грамматику, изучаемую в данном юните (разница между Present Simple и Present Continuous), но при этом умение задавать вопросы - полезный коммуникативный навык, более чем уместный в путешествиях по миру! Так что не страшно включить в урок что-то, что не предусмотрено авторами учебника. Больше оправданного креатива, товарищи))
Прошу задать вопросы к подчеркнутым фразам:
Напоминаю, что все, что нам нужно для вопроса, есть в ответе: нужный вспомогательный и смысловой глаголы, нужное время, намек на нужное вопросительное слово.
Проверяем, тренируем почти до автоматизма:
Это упражнение из фрагмента урока можно скачать бесплатно:
Подробнее о двух коммуникативных играх для тренировки вопросов -Yes/No Game и Blip.
Чтение аутентичных материалов. Упражнения для практики
Следующий фрагмент урока уже прицельно развивает навыки чтения реальных текстов на английском в духе коммуникативного подхода. Напомню, что мы уже сделали: послушали (listening), разобрались с грамматикой
(language focus), почитали (reading skills
+ vocabulary). Легко в
учении! Пора в бой проверить свои навыки в реальных условиях, точнее
текстах. У нас из первого упражнения осталась еще одна достопримечательность –
Madame Tussaud’s.
Где путешественники обычно черпают информацию о стране и городе? В интернете, вестимо. Ну что ж, познакомимся с еще одним жанром – сайтом музея. Здесь мы будем тренировать навыки поиска нужной информации и интерпретации аутентичного текста (то есть, неадаптированного для уровня elementary).
Прошу учеников найти официальный сайт музея восковых фигур Madame Tussaud's (активно используем на уроке ноутбуки и планшеты, раз уж они нынче есть почти у всех). Нашли. С чего начнем? С того же, с чего мы начинаем в жизни. Сначала неплохо бы понять, надо ли нам туда вообще идти, что там интересного, какой историей может похвастаться музей?
Прошу выбрать соответствующую секцию сайта (увеличивается по клику):
А там:
Многабукв)) Сложные предложения, сложная лексика,
грамматика. Совсем не думают о нас!!! Самое
время потренировать навыки чтения аутентичных текстов. Здесь нам пригодится умение
отличать важное от неважного; игнорировать не ключевые вещи и совсем незнакомые
слова; догадываться о смысле слов по контексту; подключать уже известную нам
информацию; искать конкретную информацию.
Для общего ознакомления сначала прошу задать свои вопросы, на которые хотелось бы найти ответы в тексте. Например, меня бы интересовало вот что:
When was the museum opened?
Was madame Tussaud a real person?
How did she get the idea to open a museum? и т.д.
Читаем и проверяем, есть ли в тексте ответы на наши вопросы.
Дальше уже читаем с целью найти конкретную информацию. Вот, например, такую:
Напоминаю ученикам не переживать, что текст сложный, а использовать все доступные ресурсы. Прошу выделить в тексте фрагмент, где можно найти ответ на вопрос:
Эти упражнения для обучения чтению можно скачать бесплатно.
Что видим? Тот факт, что текст аутентичный, неадаптированный, не очень-то и усложняет процесс поиска нужной информации.
Допустим, после всех мучений знакомства с музеем мы
решили, что его стоит посетить. Во сколько он открывается? Сколько стоит билет?
Есть ли скидки? Снова вернемся к грамматике. Подумаем, что нам важно было бы
узнать, и сформулируем вопросы:
What time does it open/close?
How much are the tickets?
Are there discounts?..и так далее.
И идем в соответствующие секции сайта в поисках ответов - продолжаем развивать навыки поиска нужной информации. Изучим типичную лексику для каждого раздела (продолжаем исследовать жанровые особенности текста), ибо все эти слова и фразы встретятся и на других сайтах достопримечательностей.
Всегда полезно знать, как сэкономить (save), а специальные предложения (special offers) особенно греют душу. Многие начинают именно с этих разделов))
Выражение get there к этому моменту все уже знают, так что сейчас мы не узнали ничего нового, а лишь убедились, что оно действительно используется, а не придумано авторами учебников. Теорию – в жизнь, так сказать)) Find out – один из самых популярных фразовых глаголов в разговорном английском, однозначно пригодится.
Ну и так далее. Когда мы работаем с лексикой, какие-то из этих фраз мы тренируем для активного использования, какие-то оставляем на уровне узнавания и понимания.
К настоящему моменту мы уже узнали основную для туристов информацию о London Eye, о Madame Tussaud's. Можно добавить и остальные достопримечательности из тех, что фигурировали в первом задании юнита, можно не добавлять (слишком много информации тоже не продуктивно).
Дальше предлагаю такое задание: у вас неделя в Лондоне/один свободный день/свободный вечер после конференции, столько-то денег и такая-то компания. Решите, куда пойти и почему. Или обсудите с партнером с учетом графиков и пожеланий обоих. Вот и speaking всем настал))
Дальше - в плане тематической лексики - учебник предлагает изучить места в городе, такие как: a supermarket, a post office, a pharmacy, an art gallery. Тут придраться не к чему, годная лексика. Когда мы путешествуем по разным городам и весям, нам то и дело нужны то аптека, то супермаркет, то почта, а особенно продвинутым - еще и художественная галерея.
А дальше – новые просторы порезвиться с английским. Тут и предлоги места (next to, opposite, behind), и навыки ориентирования в городе и по карте, и умения спрашивать прохожих, как добраться до места. Это уже другая история и другой урок.
Преподаватели и изучающие, а также их родители, прошу обратной связи: полезно ли
выкладывать подобные фрагменты уроков английского?
Автор: Дарья Масловская
Поделитесь с друзьями!
Подпишитесь на новые посты блога!