Уровень английского у преподавателей или (Не)знание - сила
Я уже описывала свой ужас свои первые (и последние!) впечатления от сообществ Инстаграма, посвященных английскому языку. Что сказать спустя полгода? Мыши плакали и кололись, но продолжали жрать кактус)) Я по-прежнему обитаю в Инстаграме, всматриваюсь в бездну, а бездна всматривается в меня.
После сообществ я стала читать коллег, ведущих образовательные профили и пишущих про английский для многотысячной аудитории, и в какой-то момент мне стало казаться, что со мной что-то не так. Ну не может же быть, чтобы преподаватели английского лепили такие ошибки, какие не каждый ученик уровня Pre-intermediate сделает.
Засомневавшись в себе (может, это все-таки я сошла с ума?), я поделилась с коллегой замеченными перлами. Коллега обнадежила тем, что на самом деле все еще хуже, чем мне кажется. Ирина знает, о чем говорит, так как проводит собеседования с преподавателями и каждый день слышит такое, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Из этого и родилась идея поста – какой должен быть уровень языка у преподавателя английского? Допустимо ли преподавателю делать ошибки и какие? Ответа у меня нет (да и кто я такая, чтобы указывать людям, что они должны и не должны?), есть размышления и сомнения.
Говорят преподаватели
Не буду голословной, приведу несколько примеров. Некоторые из них я видела своими глазами, некоторые любезно предоставлены Ириной по мотивам собеседований с кандидатами на должность преподавателя английского. Но, конечно, никаких имен!
- I took my mobile and entered a password. Then I found the Instagram icon and…
- The two sisters are very like
- What a beautiful weather
- Now I’m dreaming about going to the UK as much as I never did
- Who is stucking in traffic jams?
- I’m getting stuck in a traffic jam
- I like giving knowledges to my students
- How do you usually snack on?
- I usually snack on at work.
- It is so pleasant surprise for me
- It’s Maslenitsa week! Every mistress has her own recipe…
- I work for school names “Best English”
- I was about to pass CAE when...
- This weekend I started watching this new series in English and I found it quite interesting. Darren Star is an executive producer so it’s worth seeing.
Это просто праздник какой-то адъ. Какой это уровень владения языком?
Но уровень языка, как мы знаем, определяется не только по ошибкам. Часто можно услышать формально правильные предложения, которые, тем не менее звучат совершенно неестественно (никто в живой речи так не говорит) либо просто неподходящие по контексту. И это другая беда.
- Good of you! (в качестве похвалы за правильный ответ)
- Games in the classroom are great but nobody’s cancelled hard work.
- …that’s why this book was bought
И этому чудовищному английскому учат или планируют учить! Платно, бесплатно – в данном случае совершенно не важно.
Молчание ягнят
Единственная причина, по которой у таких преподавателей есть ученики, клиенты, подписчики и даже работодатели - это то, что все эти люди зачастую понимают в английском еще меньше, чем горе-учителя, и просто не в состоянии оценить их уровень владения языком.
В этом плане повезло тем работодателям, у которых отбор сотрудников проводят грамотные люди, которые просто не допустят преподавателей с “knowledges” к работе с учениками и группами. А что делать самим ученикам и подписчикам интернет-сообществ, которые просто не могут оценить уровень владения языком их преподавателя / гуру?
Еще одна причина, по которой горе-учителя еще не лишились работы и подписчиков, в том, никто не призывает их к ответственности. Коллеги безмолвствуют, не хотят наживать врагов. У нас ведь принято устраивать ми-ми-ми и сяськи-масяськи. И ни в коем случае не принято идти на конфликт.
Почему молчу я? Во-первых, меня не спрашивали. Во-вторых, уже не молчу, уже прорвало))
Ну а по-серьезному… когда я вежливо написала коллеге о нескольких замеченных ошибках (в формате «может быть… не кажется ли вам… насколько я знаю… а может лучше так?»), ровным счетом ничего не изменилось. Мне не поверили, а справочные материалы открыть лень. Ну а ошибки так и остались висеть на радость тысячам читателей.
И смысл лезть, если ничего не меняется? Теперь я не пытаюсь причинить добро)) Но по-прежнему переживаю.
Плодить или не плодить
Я не знаю, поверите ли вы мне, если я скажу, что мне неприятно приводить эти примеры? Что я не получаю от этого «разбора полетов» удовольствия? Что некоторых из этих людей я знаю, и они вызывают у меня симпатию? Что мне стыдно за профессию? Но и молчать я не могу.
Дело не в том, что нельзя делать ошибки или чего-то не знать. Ошибки не самое страшное, что есть в жизни, но почему не проверить, не перепроверить перед публикацией? Или после того, как кто-то заметил ошибку? Зачем делать ошибки, если можно их не делать? Зачем плодить глупость, если можно не плодить? Почему не заняться самообразованием и повышением квалификации?
Я обязательно в следующих постах напишу подробно, как проверять правильность фраз на английском и как пользоваться Корпусом английского языка, а также Гуглом (для языковой проверки). Уже немного писала об этом здесь и здесь. Также напишу о том, как преподаватель может работать над своим уровнем языка и повышением квалификации вообще. Иначе было бы несправедливо – только критиковать, не предлагая решений.
Уровни
Вы знаете, я всегда думала, что преподаватель английского – это обладатель IELTS 9 (ну или 8.5), и сама к этому всегда стремилась. Наивная! Оказывается, некоторые преподаватели едва могут связать два слова без ошибок и совершенно не комплексуют по этому поводу.
Есть разные вариации того, как могут звучать уровни Intermediate, Upper-Intermediate и Advanced. Можно владеть лексикой и грамматикой (и всем остальным) ровно в пределах обозначенного уровня и при этом не делать ошибок своего уровня. Такой, знаете, ограниченный, простоватый, но чистый язык уровня, допустим, Intermediate.
А есть другая разновидность того же уровня, когда человек говорит бойко и знает чуть больше, чем предполагает уровень, но лепит огромное количество ошибок.
И вот для преподавателей, как мне кажется, допустим первый вариант – простенький, но чистый английский. А допустимый вариант занятости с таким уровнем – преподавать детям в духе ‘That’s a cat’, ‘There is a green apple on the table’ и так далее.
Но зачем преподаватель с уровнем Intermediate и ошибками учит этому несколько тысяч подписчиков? Или берет учеников уровня Upper-intermediate? Не понимаю… Или, может, это теперь норма жизни?
Впрочем, откровенно говоря, и с детьми нужен высокий уровень английского. Как раз на начальных этапах ученикам нужен солидный и качественный input - где его взять преподавателю с уровнем Intermediate?
Кого это не касается
У меня были и есть ученики – преподаватели английского. Кто-то с уровнем Intermediate, кто-то с уровнем Upper-Intermediate, кто-то Advanced. И они ошибаются – чаще всего на этих уровнях ошибки еще есть и очень слышны.
И я очень надеюсь, они не обидятся на все выше и нижесказанное, потому что как раз к ним эта критика относится меньше всего! Они не ходят самодовольно по собеседованиям, не впаривают потенциальным работодателям несуществующие профессиональные компетенции и не транслируют непроверенный бред в эфир.
Они как раз пришли учиться, становиться лучше и профессиональнее. Они пишут эссе пачками, готовятся к CAE, IELTS, TOEFL, грызут гранит науки и исписывают десятки блокнотов новой лексикой. Они адекватно воспринимают исправления, поднимают все словари и весь Гугл до 20 страницы – и находят подтверждение и исправляют свои ошибки. Они ведут свои уроки, предварительно вдоль и поперек изучив материал, параллельно подтягивая и свой уровень. И компенсируют нехватку знаний доскональной подготовкой к уроку.
И вообще, за своих учеников я пасть порву горой, и в обиду не дам!)))
Цели и мыши
Цель поста совершенно не в том, чтобы заклеймить кого-то позором. Она, скорее, в том, чтобы выговориться обратиться к коллегам и к себе самой. Давайте, может, как-то стремиться стать лучше, умнее, профессиональнее? Давайте изучать английский и хоть чуть-чуть допускать мысль, что нам есть чему поучиться? И учиться этому! И перепроверять себя. И сдавать международные экзамены по английскому и получать сертификаты. И развиваться.
А то иначе мы до мышей доиграемся. Это анекдот такой, грубоватый, но как нельзя лучше подходит. К тому же в духе моей любимой tough love)) Если вы не из утонченных дев, падающих в обморок при каждом удобном случае, жмите на кнопку, чтобы прочитать анекдот целиком.
Семья лилипутов. Отец - 150 см ростом, мать - 140 см ростом, сын - 130 см ростом. Сын приводит невесту 120 см ростом. Отец смотрит на нее и говорит: "Сынок, ты бы подумал еще... не торопился жениться, а то мы так и до мышей дотр***аемся.
Никто никому ничего не…
Я понимаю, что любое «должен» вызывает обратную реакцию: «никто никому ничего не должен». Ну да, мне, которая кропает этот пост, никто и вправду ничего не должен. Как я писала в самом начале: кто я такая?
А ученикам своим, которые денежки платят, учитель тоже не должен? Работодателю не должен? Себе не должен? Не должен быть профессионалом? И английским не должен владеть?
Почему тогда никто не хочет идти к врачу-недоучке, а ищет лучших специалистов? Врач ведь тоже по такой логике не должен пациентам ничего.
Коллеги, ну нехорошо как-то. Может, давайте с себя начнем, чтобы перед собой стыдно не было?
Я не ищу подтверждения своей точки зрения, наоборот – хотела бы услышать и понять тех, кто думает иначе. Поговорите со мной, пожалуйста.
Как вы думаете, какой уровень языка должен быть у преподавателя английского?
Ошибки и слабый уровень английского – это беда или вина преподавателей? Их плохо учили или они плохо учились?
С чем-нибудь согласны? Не согласны?
Можем, кстати, и ошибки исправить из примеров.
P.S.
Когда этот пост был уже написан, история получила неожиданное продолжение. Полистайте (скриншоты увеличиваются):



Я долго думала, этично ли публиковать этот комментарий или нет. Решила, что, если преподаватель не стесняется во всеуслышание заявлять:
…то и мне стесняться нечего.
Мне кажется, тут даже комментировать нечего. Теперь вы понимаете, почему мне постоянно кажется, что я схожу с ума? Ну не может же быть такого!
Автор: Дарья Масловская
Поделитесь с друзьями!
Подпишитесь на новые посты блога!