Все лучшее - подписчикам! Скидки, закрытые посты и многое другое Подпишитесь и получите книгу "Продвинутый английский" бесплатно!
Вход / Регистрация

Нужно ли учить наизусть

учить наизусть

Сейчас будет страшное признание. Я заставляю учеников заучивать наизусть всякое-разное. Лексику там, диалоги, тексты. Шок!

Не, ну как "заставляю"... Обычно они этого даже не замечают. И кайфуют в процессе. И после.

Не, ну как "заучивать"... Это не выглядит как тупое заучивание (и им не является), которое мы представляем, травмированные нашей системой.

Чтобы этот long read не был слишком looooong, я разобью пост на две части. В этом посте расскажу о том, что это вообще за заучивание и не охренела ли я продвигать такие идеи. А во-второй части покажу примеры - конкретные приемы работы.


Этапы работы с лексикой

Давайте очень схематично пройдемся по основным этапам работы с лексикой

  • презентация лексики - объединю сюда сразу несколько этапов, но не буду вдаваться во все подробности, уже вдавалась в соседнем посте
  • этап запоминания, memorization, на котором нам надо помочь ученикам запомнить новую лексику (или что там у нас)
  • активизация, практика, использование
  • периодическое повторение, revision

И вот по моим наблюдениям, этап запоминания часто западает. Всегда есть что-то более прикольное, важное, насущное, чем этап memorization. Признаюсь, я грешу этим не меньше, а может, даже больше, потому что почти все мои ученики - преподы с высоким уровнем языка. И то, и другое накладывает свой отпечаток.

Многим из нас кажется, что 1) memorization - это что-то скучное, 2) запоминание - это что-то про "тупо заучить" и "выучить наизусть", 3) ученики могут делать это самостоятельно, дома; зачем тратить на это ценное время урока. Лично мой пункт 4) я рассчитываю на сознательность преподов (уж они, как никто, понимают! знают! должны же!), но, конечно, часто зря. Ведь как только препод выходит из роли препода и попадает в роль ученика, что-то в нем перещелкивает, и он становится обычным разгильдяем. Не все, конечно))

По первому и второму пункту. Если по-чесноку, то да, цель наша в том, чтобы запомнить, тупо "заучить", чтобы было "наизусть" или почти "наизусть". Но это же и есть memorization. Перемещение нового в память. Мы по сути повторяем (=заучиваем) одно и то же. Другое дело, что это можно сделать more fun. Чтобы одно и то же не ощущалось как одно и то же. Есть способы сделать запоминание не скучным.

С третьим пунктом засада в том, что за пределами класса мало кто из учеников реально что-то учит. Некогда и влом. И, опять-таки, скучно - в том виде, в котором это обычно происходит.

Энивей, сейчас как никогда мне хочется уделять побольше внимания этапу memorization, и не только лексики. Без запоминания, без памяти невозможно никакое владение языком. Можно обзакидываться лексикой, но если ничего не прилипает, то смысл?


Что полезно запоминать

Я до сих пор писала "лексику", но на самом деле полезно запоминать и практиковать не только ее! Итак, что полезно заучивать запоминать:

  • лексику - слова, словосочетания, чанки
  • паттерны - это что-то на стыке лексики и грамматики
  • грамматические конструкции - в каких-то живых предложениях, диалогах и т.п.
  • диалоги - в них, помимо лексики, грамматики и паттернов, есть взаимодействие и живость
  • тексты совершенно разных жанров (не обязательно письменные; устные монологи, например, идут сюда же) - в них есть и лексика, и грамматика, и паттерны, и связность, и много чего еще, чего нет в более коротких формах, типа отдельных предложений


Что запоминается?

Лучше всего запоминается то, что...

1 вызывает эмоциональный отклик - эмоции при этом могут быть любые (мне интересно; смешно; неожиданно; страшно, etc.)

2 относится к нам, нашей жизни, нашим потребностям и целям

3 мы можем осмыслить, то, что понятно - сложно ведь запомнить какую-то муть, бред и абракадабру

4 повторяется - через осознанное, полуосознанное и неосознанное повторение (когда что-то нам встречается снова и снова в обычной жизни, без каких-либо усилий с нашей стороны - это тоже про повторяемость)

5 используется

Теперь применительно к методике. Эмоциональный отклик (1), релевантность (2) и доступность (3) - это то, что мы учитываем при подборе материала. Выбирая, скажем, лексику для изучения и диалоги для отработки, мы хотим, чтобы это было интересно, нужно и понятно ученикам. Ну а дальше... Дальше мы хотим обеспечить некоторое количество повторов (4) и использования (5) , чтобы все эти чертовы слова и диалоги запомнились))) Запомнились, я сказала!!!))


На каких уровнях?

На каких уровнях этап memorization актуальнее? На всех! Но на каждом по-разному.

Ну, с начальными уровнями, наверное, всё очевидно. Чтобы сказать Ту тикетс туда, блин Two tickets to Dublin нужно сначала банально запомнить эти слова и это предложение. В голове же еще пока совсем пусто. Из памяти вообще нечего достать. На начальных уровнях запомнить - первейшая необходимость.

На высоких уровнях запоминание не менее важно, но есть свои трудности. И главная - это головокружение от успехов. На уровнях Upper, Advanced и Proficiency ученики знают достаточно, чтобы выразить любую свою мысль своими словами. И из-за этого стоят на месте, не прогрессируя в английском годами и десятилетиями. Они пользуются сложившимся репертуаром, и довольно эффективно, а нового ничего не запоминают и не хотят. Типа, фу, заучивать что-то? Да я учебник Advanced с ноги открываю! Да я ваще сама препод! А вы мне тут "заучивать"...


Да, заучивать! Да, прям наизусть или почти наизусть! И сейчас покажу разные приемы оживить и замаскировать это самое заучивание.

Продолжение следует...


Ну а пока - как думаете, есть ли в обучении языкам место заучиванию чего-либо наизусть? 

А как у вас с этапом memorization? На уроке делаете или отдаете ученикам на откуп?

Автор: Дарья Масловская

Комментарии

comments powered by Disqus
faq грамматика лексика ошибки освоение языка методика находки средства обучения контекст writing семинары genre analysis reading текст уровень Beginner-Elementary современные технологии на уроке хиханьки DELTA будни ип one-to-one индивидуальный подход needs analysis репетиторы личное аудио collocations concordances уровень Intermediate учебники предлоги скайп книги на английском ученики реклама на английском связность текста functions клише игры на английском слова listening план урока бесплатные материалы видео модальные глаголы отрывки из фильмов произношение диктофон интонация уровень любой бесплатные уроки розыгрыш IELTS анализ текста уровень Pre-Intermediate speaking английский для путешествий отпускное словообразование занятия в группе песни на английском презентация коммуникативный подход словари уровень Upper-Intermediate spoken discourse гостевой пост специальное предложение лексический подход перевод уровень Pre-intermediate уровень Advanced честно и откровенно уровни лучшие посты книги по методике объявления организационное видео с урока task-based learning вебинары разговорный клуб уровень Upper-intermediate книга Stories Stories о языке Stories о методике