Все лучшее - подписчикам! Скидки, закрытые посты и многое другое Подпишитесь и получите книгу "Продвинутый английский" бесплатно!
Вход / Регистрация

Как выбирать лексику для изучения

как выбирать лексику

Как выбирать лексику для изучения? Какие слова и словосочетания стоит включать в свой словарный запас, а какие лучше не трогать?

Ну, например, что бы вы выбрали: fallen into disrepair или is no longer in use?

Вы скажете, что это зависит от уровня, и... будете правы. И не правы одновременно.

В этом посте поговорим о странном выборе лексики в популярных учебниках английского; о репейнике, который так и норовит прицепиться, но от которого никакого толка; и о действительно годных словах и словосочетаниях.



Выбор лексики в учебниках

Outcomes Upper-intermediate

Я, конечно, понимаю, что уровень Аппер - это круть-круть-круть (ну, скажем, относительно Elementary), но у меня серьезные вопросы к выбору лексики в большинстве учебников. Теперь вот и в Outcomes, полистайте.


Вот почему авторы посчитали словосочетания:

  • desolate scenery
  • fallen into disrepair

...более годными, чем, скажем:

  • is no longer in use
  • went along to keep her company

Однажды, действительно, настанет время редких слов типа desolate и словосочетаний типа fallen into disrepair. Но пока ученики не выражаются вот таким языком:

  • is no longer in use
  • went along / came along
  • keep her company
  • back then
  • ever since then

...и другими большими и маленькими, часто незаметными, но при этом более употребимыми словосочетаниями, может, рановато пичкать их desolate scenery?

Подробнее о том, что такое по-настоящему продвинутый английский.


English File Pre-intermediate

Впрочем, иногда наблюдается перекос в другую сторону. Уровень Pre-intermediate, текст о необычных аэропортах:

enlarge

Помимо прочего авторы почему-то включили в список полезной лексики слово passenger. Как passenger может быть новым словом на уровне Pre-intermediate? Очень сомнительный выбор.

Другой сомнительный момент – это отдельные слова вместо куда более полезных словосочетаний. Ведь если присмотреться, даже тут, вокруг отмеченных слов, их полным полно. И вместо:

  • security
  • delayed
  • facilities
  • board

…лучше предложить ученикам словосочетания:

  • go through security
  • your flight is delayed
  • have excellent facilities (for business people)
  • board your flight

Хотя вот, к чести авторов, все же connecting flight – это отличный выбор и даже сразу словосочетание! Если хочется, можно его чуть-чуть распространить – wait for the connecting flight из этого же текста.

Про отработку новой лексики из этого текста даже говорить не хочется. Всё, что авторы предлагают нам сделать – это посмотреть на отмеченные слова и догадаться по контексту, что они значат. Всё.

И это еще хорошие учебники! И English File, и Outcomes популярны у преподавателей и учеников, любимы даже. Я их тоже люблю. Но приходится постоянно бдить и принимать меры. А если ученик занимается самостоятельно, без преподавателя? А если преподаватель не возьмет инициативу на себя и не будет дорабатывать материалы и лексику?


Как выбирать лексику для изучения

Сейчас-сейчас, я обязательно расскажу, как выбирать лексику для изучения, но сначала загадка:

Смотрим, но не видим; узнаём, но не знаем.

Что это? А вот прочитайте отрывок:

On the face of it, reducing bitterness in foods sounds like a great idea. Wouldn’t it be nice if broccoli were always mild and sweet? But there is a catch. The same chemicals that make fruit and veg bitter also imbue them with many of their health benefits.

Если ваш уровень примерно Intermediate – Upper, или если вы выбираете лексику для своих учеников, я почти уверена, что в этом отрывке вы зацепились, обратили внимание на слово imbue.

Начнем с того, что слова поодиночке вообще представляют собой сомнительную ценность в плане расширения словарного запаса и умения пользоваться им в потоке речи. Знаю-знаю, я писала об этом не раз. И напишу еще, да не отсохнет клавиатура.

Но, ок, допустим, мы знаем, как обойти ловушку отдельных слов. От этого не легче. Слова вроде imbue – среди самых низкочастотных слов английского языка. Они редко употребляются, и с ними не так много возможных словосочетаний. И зачем, спрашивается, тратить ресурсы на такие слова, если только вы не на суперпродвинутом уровне, где действительно пора браться за сложную и редкую лексику?

Для себя я называю такие слова репейником. За них цепляешься взглядом, да они и сами так и норовят прицепиться к одежде. Возвращаешься из полей, весь обвешанный репейником. И отдирай их потом.

Любой текст таит в себе гораздо больше скрытых сокровищ. Эти бойцы невидимого фронта обманчиво знакомы – узнаваемы! – а потому мы их игнорируем. Взгляд не зацепляется, потому что мы их понимаем. Но при этом понимании мало кто смог бы САМ так высказаться.

В тексте выше гораздо полезнее обратить внимание на:

  • on the face of it
  • sounds like a great idea
  • wouldn't it be nice if...
  • there's a catch
  • health benefits


Для тех, кому лень читать аудиалов приведу отрывок вебинара “Words, collocations, chunks” о репейнике, о невидимых сокровищах и выборе лексики:

Вебинар об английских словах, словосочетаниях и chunks целиком здесь.


По какому принципу вы выбираете лексику для себя / учеников? Цепляете ли репейник?

Что думаете про выбор лексики в учебниках на разных уровнях? Что-нибудь странное попадалось в последнее время?

Автор: Дарья Масловская

Комментарии

comments powered by Disqus
faq грамматика лексика ошибки освоение языка методика находки средства обучения контекст writing семинары genre analysis reading текст уровень Beginner-Elementary современные технологии на уроке хиханьки DELTA будни ип one-to-one индивидуальный подход needs analysis репетиторы личное аудио collocations concordances уровень Intermediate учебники предлоги скайп книги на английском ученики реклама на английском связность текста functions клише игры на английском слова listening план урока бесплатные материалы видео модальные глаголы отрывки из фильмов произношение диктофон интонация уровень любой бесплатные уроки розыгрыш IELTS анализ текста уровень Pre-Intermediate speaking английский для путешествий отпускное словообразование занятия в группе песни на английском презентация коммуникативный подход словари уровень Upper-Intermediate spoken discourse гостевой пост специальное предложение лексический подход перевод уровень Pre-intermediate уровень Advanced честно и откровенно уровни лучшие посты книги по методике объявления организационное видео с урока task-based learning вебинары разговорный клуб уровень Upper-intermediate книга Stories Stories о языке Stories о методике