Все лучшее - подписчикам! Скидки, закрытые посты и многое другое Подпишитесь и получите книгу "Продвинутый английский" бесплатно!
Вход / Регистрация

Произношение на уроках английского

работа над произношением

Мне иногда кажется странным, что учебники английского изолируют разные аспекты языка друг от друга. Тут grammar, тут vocabulary, тут pronunciation,. Понятно, что это нужно для порядка и хоть какой-то организации. Но вслед за этим уже и мы воспринимаем язык (и строим урок) как разрозненные грамматику, лексику, произношение и тд.

А что, если объединить разные аспекты и, например, во время проверки домашнего задания незаметно отвлечься на произношение? Или устроить многоходовку и скрестить произношение с грамматикой, чтобы потом облегчить понимание на слух?

В этом посте рассказываю о том, как можно по чуть-чуть подключать работу над произношением к любому материалу, который вы проходите на уроке; как улучшить учебник и показываю отрывки видео с уроков.


Улучшаем учебник

Произношение окончания -ed

Начать можно с самого раздела Pronunication– он есть в любом учебнике, и его почти всегда можно улучшить. Например, когда мы проходим прошедшее время, English File Elementary и Pre-intermediate дают варианты произношения окончания –ed:


Конечно, окончания сами по себе тоже полезны, и с ними тоже возникают трудности. Но! С каких это пор мы начали оперировать отдельными глаголами? Чтобы нам так уж важно было четко и недвусмысленно произносить их окончания? Все же мы говорим фразами и связно. А где "фразы и связно", там совсем другие особенности произношения.

Тем удивительнее, что нигде ни словом, ни намеком учебники не говорят, что иногда окончание -ed можно вообще не услышать. Например:

Мне кажется, уже на уровне Elementary гораздо важнее осознать мысль о том, что [t] и [d] можно не услышать в потоке речи, и самим произносить их более-менее естественно, чем научиться четко выговаривать глаголы с окончаниями в бесполезной изоляции.

Пример с урока, где мы как раз добавили особенности произношения окончания -ed в соседстве с другими словами:


Произношение прилагательных в превосходной степени

Или тот же English File Pre-intermediate в юните 5B, посвященному superlative adjectives:

  • the most beatiful
  • the most important

Учебник почему-то обращает внимание на ударение в прилагательных beautiful и important и фразовое ударение, но игнорирует тот же факт, что и выше: [t] в most можно и не услышать.


Произношение DID YOU

Где-то придется добавить то, чего в учебнике вообще нет, но что нужно уметь слышать и произносить. Например, did you, в котором появляется [dʒ]:

То, что в некоторых местах получается слегка утрированно, нормально. Со временем все приходит в норму. Кроме того, на данном этапе такая работа важнее не для произношения, а для облегчения понимания аутентичной речи на слух.

Сами же мы пока просто пытаемся прочувствовать звуки на вкус. Надо сказать, если ученик уровня Elementary вдруг начнет терять звук [h] во фразах типа Is he a lawyer? на фоне остального, пока неуверенного английского, это будет звучать довольно неестественно.

Итак, практически в каждом юните учебника найдется какая-то особенность произношения, которую стоит рассмотреть, или упражнение, которое можно улучшить или добавить.


Объединяем произношение с другими аспектами

Произношение + проверка домашки

Работу над произношением можно объединять с другими аспектами, например, подключить к проверке домашки. Думаю, многим знакомо это чувство, когда ученики читают предложение за предложением, а всем остальным мучительно больно это слушать. Потому что паузы и фразовое ударение ставятся не там, где надо; потому что нет никакой интонации и так далее.

Так вот, произношение можно легко смонтировать с проверкой домашнего задания. Не просто читать предложения, диалоги и истории из упражнений, а параллельно обращать внимание, скажем, на фразовое ударение или связность.

Например, здесь мы на несколько минут отвлеклись от проверки упражнения на фразовое ударение:

Там, где естественнее произнести:

  • …and that they were LOOKING for a THIEF

…ученики часто произносят

  • …and THAT they WERE looking for a THIEF

От этого мы и пытаемся избавиться.


Произношение + reading + vocabulary

Конечно, произношение можно скрестить и с любым другим разделом учебника и аспектом языка. Вот другой пример, где мы вообще-то занимались чтением и лексикой (упражнения Reading 1c + 1d):

enlarge

...выборочно читали предложения в доказательство своих ответов:

…и учились читать красиво и понятно, с паузами и ударениями в стратегических местах.


Какие особенности произношения нужно разбирать?

Хорошо, если уж подключать произношение, чем именно стоит заниматься? Во многом это будет зависеть от вас и ваших учеников, но я обычно беру что-то (или всё!) из этого:

Отдельных звуков в этом списке нет - но только потому, что это обычно меньшая из всех проблем, связанных с произношением.

Все это важно не только для произношения у самих учеников, но и для понимания на слух. А то вижу я периодически птенчиков, которые долетают до середины Intermediate или даже Upper, а живую речь на слух практически не понимают, да и сами говорят довольно неестественно. Стоит включить им аутентичный сериал или ток-шоу или дать возможность пообщаться с носителями языка, начинается полный коллапс. А аудио из учебников они понимают, даааа.


Когда начинать заниматься произношением?

Когда пора, а когда уже поздно? Ну, допустим, никогда не поздно!)) А вот когда пора – да прямо с самого первого урока! Прямо со всех этих:

  • WHAT's your NAME?
  • WHERE are you FROM?

...где мы обратим внимание на фразовое ударение. Короткое видео с урока:

У некоторых весь этот R'n'B (rhythm and blues) получается легко, а другим дается не сразу. Кому-то сложно понять саму идею ритма; кому-то никак не удается синхронизировать мозг, рот и руку (это если простукивать ритм). Тут главное не сдаваться.

Или вот, основы основ, глагол be – и здесь тоже можно заняться произношением:

С самых первых уроков мы начнем привыкать:
  • к слабой, неударной форме am, is, are
  • к слиянию звуков в is she и пропаже звука [h] в is he

  • к связной речи в you're in и it’s a


Что вы думаете по поводу работы над произношением? Когда начинать? Зачем это нужно? Или, может, не стоит этим заморачиваться?

Какие еще недоработки учебников в разделе Pronunciation вы заметили, if any? Как справляетесь с ними?

Еще по теме:

Автор: Дарья Масловская

Комментарии

comments powered by Disqus
faq грамматика лексика ошибки освоение языка методика находки средства обучения контекст writing семинары genre analysis reading текст уровень Beginner-Elementary современные технологии на уроке хиханьки DELTA будни ип one-to-one индивидуальный подход needs analysis репетиторы личное аудио collocations concordances уровень Intermediate учебники предлоги скайп книги на английском ученики реклама на английском связность текста functions клише игры на английском слова listening план урока бесплатные материалы видео модальные глаголы отрывки из фильмов произношение диктофон интонация уровень любой бесплатные уроки розыгрыш IELTS анализ текста уровень Pre-Intermediate speaking английский для путешествий отпускное словообразование занятия в группе песни на английском презентация коммуникативный подход словари уровень Upper-Intermediate spoken discourse гостевой пост специальное предложение лексический подход перевод уровень Pre-intermediate уровень Advanced честно и откровенно уровни лучшие посты книги по методике объявления организационное видео с урока task-based learning вебинары разговорный клуб уровень Upper-intermediate книга Stories Stories о языке Stories о методике