Произношение на уроках английского
Мне иногда кажется странным, что учебники английского изолируют разные аспекты языка друг от друга. Тут grammar, тут vocabulary, тут pronunciation,. Понятно, что это нужно для порядка и хоть какой-то организации. Но вслед за этим уже и мы воспринимаем язык (и строим урок) как разрозненные грамматику, лексику, произношение и тд.
А что, если объединить разные аспекты и, например, во время проверки домашнего задания незаметно отвлечься на произношение? Или устроить многоходовку и скрестить произношение с грамматикой, чтобы потом облегчить понимание на слух?
В этом посте рассказываю о том, как можно по чуть-чуть подключать работу над произношением к любому материалу, который вы проходите на уроке; как улучшить учебник и показываю отрывки видео с уроков.
Улучшаем учебник
Произношение окончания -ed
Начать можно с самого раздела Pronunication– он есть в любом учебнике, и его почти всегда можно улучшить. Например, когда мы проходим прошедшее время, English File Elementary и Pre-intermediate дают варианты произношения окончания –ed:
Конечно, окончания сами по себе тоже полезны, и с ними тоже возникают трудности. Но! С каких это пор мы начали оперировать отдельными глаголами? Чтобы нам так уж важно было четко и недвусмысленно произносить их окончания? Все же мы говорим фразами и связно. А где "фразы и связно", там совсем другие особенности произношения.
Тем удивительнее, что нигде ни словом, ни намеком учебники не говорят, что иногда окончание -ed можно вообще не услышать. Например:
Мне кажется, уже на уровне Elementary гораздо важнее осознать мысль о том, что [t] и [d] можно не услышать в потоке речи, и самим произносить их более-менее естественно, чем научиться четко выговаривать глаголы с окончаниями в бесполезной изоляции.
Пример с урока, где мы как раз добавили особенности произношения окончания -ed в соседстве с другими словами:
Произношение прилагательных в превосходной степени
Или тот же English File Pre-intermediate в юните 5B, посвященному superlative adjectives:
- the most beatiful
- the most important
Произношение DID YOU
Где-то придется добавить то, чего в учебнике вообще нет, но
что нужно уметь слышать и произносить. Например, did you, в котором появляется
[dʒ]:
То, что в некоторых местах получается слегка утрированно, нормально. Со временем все приходит в норму. Кроме того, на данном этапе такая работа важнее не для произношения, а для облегчения понимания аутентичной речи на слух.
Сами же мы пока просто пытаемся прочувствовать звуки на вкус. Надо сказать, если ученик уровня Elementary вдруг начнет терять звук [h] во фразах типа Is he a lawyer? на фоне остального, пока неуверенного английского, это будет звучать довольно неестественно.
Итак, практически в каждом юните учебника найдется какая-то особенность произношения, которую стоит рассмотреть, или упражнение, которое можно улучшить или добавить.
Объединяем произношение с другими аспектами
Произношение + проверка домашки
Работу над произношением можно объединять с другими аспектами, например, подключить к проверке домашки. Думаю, многим знакомо это чувство, когда ученики читают предложение за предложением, а всем остальным мучительно больно это слушать. Потому что паузы и фразовое ударение ставятся не там, где надо; потому что нет никакой интонации и так далее.
Так вот, произношение можно легко смонтировать с проверкой домашнего задания. Не просто читать предложения, диалоги и истории из упражнений, а параллельно обращать внимание, скажем, на фразовое ударение или связность.
Например, здесь мы на несколько минут отвлеклись от проверки упражнения на фразовое ударение:
Там, где естественнее произнести:
- …and that they were LOOKING for a THIEF
…ученики часто произносят
- …and THAT they WERE looking for a THIEF
От этого мы и пытаемся избавиться.
Произношение + reading + vocabulary
Конечно, произношение можно скрестить и с любым другим разделом учебника и аспектом языка. Вот другой пример, где мы вообще-то занимались чтением и лексикой (упражнения Reading 1c + 1d):
...выборочно читали предложения в доказательство своих ответов:
…и учились читать красиво и понятно, с паузами и ударениями в стратегических местах.
Какие особенности произношения нужно разбирать?
Хорошо, если уж подключать произношение, чем именно стоит заниматься? Во многом это будет зависеть от вас и ваших учеников, но я обычно беру что-то (или всё!) из этого:
- фразовое ударение
- связность речи
- изменение и пропажу звуков в беглой речи
- интонация
Отдельных звуков в этом списке нет - но только потому, что это обычно меньшая из всех проблем, связанных с произношением.
Все это важно не только для произношения у самих учеников, но и для понимания на слух. А то вижу я периодически птенчиков, которые долетают до середины Intermediate или даже Upper, а живую речь на слух практически не понимают, да и сами говорят довольно неестественно. Стоит включить им аутентичный сериал или ток-шоу или дать возможность пообщаться с носителями языка, начинается полный коллапс. А аудио из учебников они понимают, даааа.
Когда начинать заниматься произношением?
Когда пора, а когда уже поздно? Ну, допустим, никогда не поздно!)) А вот когда пора – да прямо с самого первого урока! Прямо со всех этих:
- WHAT's your NAME?
- WHERE are you FROM?
...где мы обратим внимание на фразовое ударение. Короткое видео с урока:
У некоторых весь этот R'n'B (rhythm and blues) получается легко, а другим дается не сразу. Кому-то сложно понять саму идею ритма; кому-то никак не удается синхронизировать мозг, рот и руку (это если простукивать ритм). Тут главное не сдаваться.
Или вот, основы основ, глагол be – и здесь тоже можно заняться произношением:
- к слабой, неударной форме am, is, are
- к слиянию звуков в is she и пропаже звука [h] в is he
- к связной речи в you're in и it’s a
Что вы думаете по поводу работы над произношением? Когда начинать? Зачем это нужно? Или, может, не стоит этим заморачиваться?
Какие еще недоработки учебников в разделе Pronunciation вы заметили, if any? Как справляетесь с ними?
Еще по теме:
- Shadowing, любимый способ работы над произношением
- Jazz chants для улучшения произношения
- Бесплатные планы уроков по рифмовкам
- Полезные учебники для произношения
Автор: Дарья Масловская
Поделитесь с друзьями!
Подпишитесь на новые посты блога!