Как проходит работа над произношением
Есть всего лишь один рабочий способ улучшить произношение - имитировать-имитировать-имитировать. Это если вкратце))
Но даже и не вкратце - это, похоже, единственный метод работы над произношением. А все остальное, что придумает ваш преподаватель (или вы сами), будет вариациями на тему имитации.
В этом посте я покажу как у нас проходит работа над произношением,. Эту пошаговую схему можно использовать как на уроках, так и самостоятельно.
Итак, как прокачать и улучшить произношение.
Но сначала два предупреждения.
Самостоятельные занятия
Тренировкой произношения можно заниматься не только на уроке, с преподавателем. Можно заниматься самостоятельно, по специальным пособиям для произношения (или другим источникам).
И вот тут, при самостоятельных занятиях, есть принципиальный момент. Нужно обладать слухом. Если слуха нет - лучше все же найти кого-то, кому панда на ухо не наступала, и кто проверит правильность вашей имитации. Чтобы не получилось, как в видео:
(Разбор этого отрывка из Friends с упражнениями здесь)
Звуки не главное
Пожалуйста, не верьте тем, кто говорит, что главное в произношении – это звуки. Звуки английского языка – это лишь верхушка айсберга. Деление потока речи на смысловые фрагменты, паузы в нужных местах, фразовое ударение, интонация - важнее для понимания, чем звуки сами по себе.
Как улучшить произношение
Ну а теперь ближе к делу. Мой любимый з̶у̶б̶о̶д̶р̶о̶б̶и̶т̶е̶л̶ь̶н̶ы̶й̶ способ прокачать произношение. Эффектный и эффективный одновременно. Способов работы - миллион, никакого сайта не хватит, поэтому покажу самую стандартную схему.
Во всей этой движухе, о которой речь пойдет ниже, главное - это работа над произношением во всех его видах и формах:
- деление речи на смысловые фрагменты
- паузы
- фразовое ударение
- features of connected speech, а именно linking, elision и т.п.
Но это совершенно не означает, что произношение – единственное, над чем тут можно поработать. Впрочем, обо всем по порядку.
Берем текст и аудио:
Эта история из English Pronunciation in Use Elementary…
[на уровень не смотрите, я проделывала эти упражнения с ничего не подозревающими товарищами уровня Advanced!]
…но можно взять любой другой текст и аудио из любого сборника для аудирования или пособия по произношения.
1 Dictogloss
Хоть мы и будем заниматься произношением, начинать с него совсем не обязательно! Кто нам мешает лихо закрутить сюжет урока?))
Начать можно с dictogloss (вид диктанта, где ученики записывают ключевые слова и воссоздают текст после нескольких прослушиваний) и Bottom-up approach в аудировании.
Ну а можно сразу выдать готовый текст.
2 Паузы и смысловые фрагменты
Текст перед глазами, слушаем и размечаем смысловые фрагменты (паузы):
Это важно, поскольку паузы в нужных местах способствуют пониманию и беглости речи.
3 Фразовое ударение
Слушаем, в каждом фрагменте отмечаем 1 (максимум 2) слово, на которое падает самое сильное ударение:
Отмечаем, что служебные слова (предлоги, артикли, вспомогательные глаголы) чаще всего неударные, из-за чего они и пропасть могут, и видоизмениться. Собственно, почему их и услышать сложно в речи.
4 Звуки в беглой речи / Features of connected speech
Самое время прислушаться к звукам - какие и почему они пропадают / меняются в речи, как звуки и слова сливаются в̶ ̶э̶к̶с̶т̶а̶з̶е̶. Подробнее о звуках в беглой речи.
Результат – лепота полностью размеченный текст:
Но это еще далеко не все, мы же не черчением пришли сюда заниматься!)) А произношением!
5 Listen and repeat
Слушаем с ПАУЗАМИ после каждого фрагмента и имитируем у̶д̶о̶в̶о̶л̶ь̶с̶т̶в̶и̶е̶, повторяем, стараясь воспроизвести все features максимально точно.
6 Listen and read
Слушаем и читаем ОДНОВРЕМЕННО с диктором, стараемся попадать.
7 Замедленное воспроизведение
Читаем одновременно с диктором в ЗАМЕДЛЕННОМ воспроизведении.
Несмотря на скорость, важно сохранить:
- деление речи на смысловые фрагменты, то есть паузы
- фразовое ударение
- интонацию
- связность
Звуки в медленном воспроизведении могут и не пропадать.
8 Повторяем в УСКОРЕННОМ воспроизведении
9 Повторяем еще раз с НОРМАЛЬНОЙ скоростью
10 «Отсебятина»
Воспроизводим историю по памяти, кайфуем от идеального произношения)))
Вариант - связать фразы с жестами и устроить пантомиму. Другой вариант - зарисовать историю опорными картинками. И опять-таки воспроизвести ее.
Я иногда "прикалываюсь" над учениками в этот момент, когда они думают, что все позади, и уже ничего сложнее тут не придумаешь. Я прошу их сделать синхронный перевод истории с английского на русский (и записываю на диктофон). А потом с русского на английский. Нет, я не готовлю переводчиков-синхронистов, это чисто одноразовое упражнение, чтобы почувствовать вкус и challenge. А это, поверьте, действительно не так просто, как кажется.
Но лучше всего, конечно, хотя бы раз проделать и испытать это на себе, а не просто прочитать.
Еще по теме:
- Джазовые рифмовки для улучшения произношения
А вы пробовали так прокачивать произношение?
А если не так – то как? Как вы оттачиваете произношение - всё, что за пределами отдельных звуков? Что на уровне фраз? Какая бывает работа над произношением?
Давайте обсудим!
Автор: Дарья Масловская
Поделитесь с друзьями!
Подпишитесь на новые посты блога!