Все лучшее - подписчикам! Скидки, закрытые посты и многое другое Подпишитесь и получите книгу "Продвинутый английский" бесплатно!
Вход / Регистрация

Фрагмент урока по английскому. Грамматика

фрагмент урока по английскому indirect questions

Сегодня – еще один фрагмент урока по английскому языку. Грамматика может быть нескучной!))

В этом фрагменте урока мы проходим indirect questions и применяем грамматику на практике. Учимся задавать вежливые вопросы на английском языке. Играем в плохого и хорошего полицейского. Учимся не отвечать на вопросы, если не хочется. Да-да, это тоже надо уметь!

А еще этот фрагмент урока по английскому языку показывает, как можно работать с грамматикой на уроке. Как замечать скрытые в учебнике сокровища. Как менять и адаптировать учебник.


Напомню, что первую часть урока мы занимались аудированием и обсуждением идеи speed flatmating по учебнику Speakout Upper-Intermediate.

Нам пришлось немного доработать задания из учебника, чтобы не превращать упражнение в тестирование уже имеющихся навыков. А закончили мы тем, что записали вопросы, которые хотели бы задать потенциальному соседу.

И теперь мы плавно переходим к грамматике.


Фрагмент урока по английскому. Грамматика

Делаем упражнение 5А из учебника. Слушаем отрывок разговора между потенциальными соседями, заполняем пропуски.

Сразу после этого учебник предлагает нырнуть в теорию. Только жесть, только хардкор.

d86b29383564f020d22afc6955161d81.mp3

Но! Здесь, в этом коротком диалоге, сокрыто кое-что незаметное на первый взгляд. При этом – очень ценное.


Дискурс

Предлагаем ученикам альтернативную версию диалога. Что здесь не так?

unnatural reponses

Естественно, в живой речи никто не повторяет вопросы дословно и не отвечает полными предложениями. Ну, кроме детей, которые только учатся говорить)) Это не хорошо и не плохо, это особенность речи (spoken discourse). И это важно! А учебник об этом ни гу-гу.

Вот на это мы и хотим обратить внимание. Первым делом зачеркиваем все лишнее. Делаем ответы более естественными. Смотрим, как люди на самом разговаривают: дают короткий ответ, не повторяя вопрос, и добавляют небольшой комментарий. Слушаем, проверяем.

d86b29383564f020d22afc6955161d81.mp3

natural responses

Дальше мы тренируем такой формат ответов, свойственных живой речи.

Особенно такая практика полезна тем, кто планирует сдавать IELTS. Одна из частей IELTS Speaking экзамена как раз об этом. Экзаменатор задает простые вопросы, на которые достаточно дать короткий ответ с дополнительным комментарием.

Это мы и потренируем. Задаем ученикам вопросы из первой части IELTS Speaking, отрабатываем формат ответов и спонтанность.

ielts speaking part 1 questions

Если поначалу начала трудно, можно вместе придумать возможные варианты ответов.

How often do you make phone calls?
It depends. During the week I make a lot of work-related phone calls, but at the weekend…

How often do you make phone calls?
Quite often. In fact, I just made a call 10 minutes ago.

How often do you make phone calls?
About a dozen times a day. I phone friends, family, colleagues all the time, I’m a quite sociable person.

How often do you make phone calls?
Not very often. I prefer texting, I think it’s less intrusive.

После этого принцип обычно понятен.


Грамматика. Indirect questions

И уже после всего этого переходим непосредственно к грамматике. Учебник предлагает разные типы вопросов:

  • прямые вопросы (direct questions)
  • непрямые вопросы (indirect questions)
  • вопросы к подлежащему без вспомогательных глаголов (subject questions)
  • вопросы, оканчивающиеся предлогами (questions ending in prepositions)

Мама дорогая. Больше жести!)))

И тут снова пора вмешаться преподавателю.

quest

Коммуникативная функция. Вежливые вопросы в английском языке

Урок не резиновый, к чему распыляться? Поэтому из всей этой грамматики из учебника возьмем что-то одно, самое важное.

А самое важное, как мне кажется, в теме Questions– практический смысл. Зачем все это надо? Зачем нужны непрямые вопросы? Чтобы повысить градус вежливости. Это и есть коммуникативная функция.

Поэтому пока игнорируем упражнение 6 и все остальные типы вопросов и переходим сразу к indirect questions. Возвращаемся к диалогу и смотрим, чем отличаются выделенные маркером вопросы от остальных.

polite questions

Да, это более вежливые вопросы. Да, у них другой порядок слов. Вот и славненько))

Обогатим свой лексикон другими клише вежливости из упражнения 6С, отработаем произношение, ударение и интонацию.

polite indirect questions

a414309915e05024b498560b8556a0d8.mp3

Теперь вернемся к вопросам на доске, которые мы записали в первой части урока. По законам жанра, если в первом акте на стене висит ружье, в последнем оно должно выстрелить))) Вот сейчас и выстрелим.

questions on the board

Смотрим, какие из вопросов слишком уж личные и перефразируем их в более вежливые вопросы на английском языке.

Do you mind me asking how much you earn?

Would you mind telling me if you are in a relationship?
Правда, вежливые формулировки еще не гарантирует ответ))


Продолжаем практиковаться. Поиск соседей – не единственная ситуация, где приходится задавать и отвечать на вопросы. Поэтому применим свежие навыки в других контекстах – полицейский допрос и собеседование на работу.

Возьмем принцип ‘bad cop, good cop’, где плохой полицейский будет задавать прямые вопросы, а хороший полицейский будет те же вопросы задавать предельно вежливо. Для этой role-play нужны три человека – два полицейских/интервьюера и одна жертва)) И развлекаемся))

good cop bad coppolice interrogationjob interview

А здесь можно попрактиковаться самим - интерактивные упражнения на Indirect questions.


Коммуникативная функция. Отказ отвечать на вопрос

Идем дальше. Точнее, копаем глубже.

По жизни – когда нам задают вопросы, неважно, прямые или непрямые, мы не всегда горим желанием на них отвечать. Кроме того, вопросы бывают слишком уж личными, вне зависимости от градуса вежливости. Неплохо бы научиться не отвечать на то, на что не хочется.

Привяжем к нашей новой грамматике (если кто забыл – мы изучаем Indirect questions) коммуникативную функцию – отказ отвечать на вопрос. Разберем клише, поиграем в игру:

clichesrefusing to answer


На этом вторые 45 минут и фрагмент урока по английскому языку заканчиваются. Всем спасибо, все свободны))

Получилось, что из большой грамматической темы Questions мы:

  1. выбрали более конкретный случай – Indirect questions. Это чтобы не распыляться на уроке. Остальные моменты – домашнее задание.
  2. нашли практический смысл этой грамматики – вежливость.
  3. обогатили дополнительными коммуникативными функциями
  • как задавать вежливые вопросы на английском языке
  • как отказаться отвечать на слишком личные вопросы.

Скачать отрывок из учебника:

speakout_upper-intermediate_unit_1.1_ideal_flatmates_1433840496.pdf

Скачать все задания с дополнительным бонусом - практикой других типов вопросов:

indirect_questions_upper_intermediate_1435050873.pdf

Коллеги, а вы отходите от того, что предлагает учебник?

Адаптируете задания?

Обращаете ли внимание на неочевидные моменты, которые учебник совсем не раскрывает?

Оставьте комментарий, обсудим!

 

Автор: Дарья Масловская

Комментарии

comments powered by Disqus
faq грамматика лексика ошибки освоение языка методика находки средства обучения контекст writing семинары genre analysis reading текст уровень Beginner-Elementary современные технологии на уроке хиханьки DELTA будни ип one-to-one индивидуальный подход needs analysis репетиторы личное аудио collocations concordances уровень Intermediate учебники предлоги скайп книги на английском ученики реклама на английском связность текста functions клише игры на английском слова listening план урока бесплатные материалы видео модальные глаголы отрывки из фильмов произношение диктофон интонация уровень любой бесплатные уроки розыгрыш IELTS анализ текста уровень Pre-Intermediate speaking английский для путешествий отпускное словообразование занятия в группе песни на английском презентация коммуникативный подход словари уровень Upper-Intermediate spoken discourse гостевой пост специальное предложение лексический подход перевод уровень Pre-intermediate уровень Advanced честно и откровенно уровни лучшие посты книги по методике объявления организационное видео с урока task-based learning вебинары разговорный клуб уровень Upper-intermediate книга Stories Stories о языке Stories о методике