Все лучшее - подписчикам! Скидки, закрытые посты и многое другое Подпишитесь и получите книгу "Продвинутый английский" бесплатно!
Вход / Регистрация

Как пересказывать тексты и отрабатывать диалоги по ключевым словам

заметки на уроке английского

Про заметки, про заметки, про заметочки мои. Замечать мы любим. То есть делать и пользоваться заметками на уроках английского.

Это же милое дело - потренироваться пересказывать текст по опоре с ключевыми словами. Пересказ – только начало, дальше он превратится в собственную устную речь. Когда-нибудь, хочется верить))

Другое милое дело - отрабатывать диалоги по заметкам в виде ключевых слов, как на заглавной картинке. Если просто читать диалог по скрипту пять раз, ни одна извилина не шевельнется. А вот восстанавливать реплики по подсказкам и ключевым словам - уже что-то и шевельнется, и запомнится.

А ведь перед тем, как пользоваться заметками, надо еще научиться их делать! С этим у учеников тоже бывают проблемы…

В этом посте расскажу и покажу, как мы работаем с заметками на уроках, как по ним пересказываем тексты и отрабатываем диалоги на английском. Также будут видео с самых настоящих уроков! И хлеб, и зрелища - всё, как мы любим.


Искусство делать заметки

Начнем с того, что заметки сами по себе - искусство и навык, не самый бесполезный. Чтобы потом пользоваться заметками, надо сначала их качественно приготовить:

  • извлечь из текста, диалога (или что там у нас) ключевые, важные мысли, не отвлекаясь на незначительные детали
  • придумать, как зашифровать эти основные мысли – не надо переписывать все предложение, как часто любят делать ученики. Надо выбрать ключевые слова, которые потом помогут вспомнить нужные словосочетания, окружающую грамматику и весь ход мысли. Кроме слов можно и нужно пользоваться рисунками, стрелочками, схемами и прочими тайными знаками. То есть этот пункт о том, как делать полезные (!) и краткие (!) заметки.

На ту же тему - пост о том, зачем делать заметки во время аудирования.


Искусство пользоваться заметками

Дальше, когда мы научились делать заметки, мы будем учиться ими пользоваться. На этом этапе нужно:

  • понять, что мы там зашифровали
  • восстановить всю лексику и грамматику
  • облечь слова и знаки во что-то связное

Я однажды провела эксперимент: заметки, которые мы сделали с одной ученицей, я предложила расшифровать другому ученику. Как тест на качество. Что характерно, второй ученик практически все понял! Значит, годные заметки были.


Ключевые слова как опора для пересказа текста

После того, как мы разобрались с содержанием и интересной лексикой / грамматикой, обычно хочется поделать с текстом что-то еще, например, сделать пересказ. Ученики обычно пугаются таких заявок, поэтому как раз здесь и можно облегчить страдания и приготовить опору для пересказа текста.

Поначалу, мне кажется, лучше делать заметки вместе с учениками, чтобы они поняли сам принцип. Какие заметки полезные, а какие – нет; какие слова выбирать, а какие не надо; какие слова и как можно сократить или вовсе заменить символами для экономии и так далее.

Заметки могут быть разной степени «словесности». Поначалу, опять-таки, пускай будет больше слов и словосочетаний, а со временем можно включать больше сокращений, знаков, символов и прочей схематичности.

В этих заметках, например, у нас довольно много слов и мало символов:

Посмотрите отрывок урока:


А здесь мы ушли в сторону чуть большей краткости и схематичности:

И отрывок с урока (это последняя версия, на подготовку к которой у нас ушло минут 20 – так что, да, времени такая работа занимает прилично, но стоит того!):


Выстраиваем сложные предложения по частям

В некоторые моменты внезапно оказывается, что на козла не запрыгнешь вот так, с наскока. Иногда встречаются длинные сложные предложения с большим количеством идей и разнообразными связями между ними, например:

  • Another important thing is that although chocolate is good for you, it contains a lot of calories, so, if you’re worried about your weight, don’t eat too much.

Подобные предложения мы выстраиваем по частям:


+ good for you

- calories


Какая связь между этими двумя мыслями? А вот, пожалуйста:
  • Even though chocolate is good for you, it contains a lot of calories.


Дальше. Вышеозвученная мысль - важная мысль:


!

+ good for you

- calories


...а значит, достраиваем:

  • Another important thing is that although chocolate is good for you, it contains a lot of calories.

(another, потому что до этого было 'one important thing is that...')


Но это еще не все. Идем дальше:


calories -> don't eat much

Из этого получается фрагмент:

  • ...chocolate contains a lot of calories so don't eat too much.


И соединим с предыдущими мыслями:


!

+ good for you

- calories -> don't eat much


  • Another important thing is that although chocolate is good for you, it contains a lot of calories, so don't eat too much.


Но don't eat too much относится не ко всем, а только определенной группе людей:


if worried ab.weight -> don't


Собрали в предложение:
  • If you're worried about your weight, don't eat too much.


А теперь соединим все вместе:


!

+ good for you

- calories

-> if worried ab.weight - don't

  • Another important thing is that although chocolate is good for you, it contains a lot of calories, so, if you're worried about your weight, don't eat too much.


Посмотрите отрывок с того же урока, где мы как раз пытались запрыгнуть на это предложение:

Когда выстраиваешь хитросочиненные предложения, мысли и связи между ними по кусочкам, всё вдруг становится не так страшно. В конце концов, сложно тоже надо уметь говорить! А не только все время короткими предложениями, да еще и, скажем, неполными (что совершенно нормально в устном дискурсе, в реальной, живой речи!) Но так сразу на уровне Pre-intermediate с наскока не получится, надо по чуть-чуть.


Ключевые слова как опора для отработки диалогов

С утра сообразили на троих - весь день свободны. Я про отработку сценки на утреннем уроке, если что))

Есть в Outcomes Upper годный разговор на троих, который нам, Николаю Второму, приспичило отработать. Мы разобрались с содержанием + поигрались и более-менее запомнили некоторые отдельные фразы (это мы просто выполняем рекомендуемую авторами Outcomes процедуру).

А дальше нужно собрать эти фразы и остальные реплики вместе. Но просто заставлять просить учеников читать скрипт три раза - некомильфо. Поэтому мы придумали заметки для опоры.

Тут та же сложность – как сделать годные, полезные заметки. Но теперь появилась и другая. В разговоре три участника, и моя реплика может быть после любого из них. а значит, мне нужны дополнительные подсказки. На что я буду реагировать? на какую реплику?

В диалогах проще, там разговорный пинг-понг - реплику ты, реплику тебе. А тут другой принцип. То есть мне нужно помнить направление беседы; нужно ориентироваться, когда моя очередь; ну и уметь собрать по ключевым словам собственные реплики.

На этой опоре у меня есть подсказка (реплика перед моей) и ключевые слова для собственных реплик (их я обвела):

опора для диалога

Как только кто-то скажет что-то про fun, моя очередь спросить:

  • Are you offering to be the host?

Посмотрите отрывок с нашего урока английского:

Конечно, мы разыграем сценку по опоре 2-3 раза, потому что с каждым разом выясняется, что мы что-то забыли-упустили, когда готовили заметки. Поэтому после первого прогона мы сверяемся с оригиналом и дополняем заметки. И проигрываем еще раз. А потом, возможно, еще.

А потом, последним этапом - разыгрываем сценку вообще без заметок. Да-да, мы это сделали по памяти, и даже получилось вполне прилично - просто на видео не записали.


Где могут пригодиться заметки

Искусство делать и пользоваться заметками это не только учебный инструмент. Да, мы используем заметки как опору для пересказа и для отработки диалогов (и не только). Но они же могут пригодиться и по жизни, например:

  • собственно, писать настоящие заметки на какой-нибудь лекции или мастерклассе - мало ли куда занесет нелегкая
  • во время подготовки к презентации - все тут взрослые серьезные дяди и тети, все делают презентации по работе
  • накидать заметки во время подготовки к устной части IELTS (есть всего минута, чтобы собраться с мыслями) или любому другому интервью-собеседованию


Для чего еще может понадобиться навык note-taking по жизни? А то мне кажется, список пока не самый убедительный получился))

А вы учите учеников делать заметки и ими пользоваться? Есть какие-нибудь лайфхаки и упражнения? Кстати, что сложнее дается – научить делать качественные заметки или научить ими пользоваться?


И еще, несвязанное с темой поста. Насколько вам интересны видео с уроков, коллеги?

Автор: Дарья Масловская

Комментарии

comments powered by Disqus
faq грамматика лексика ошибки освоение языка методика находки средства обучения контекст writing семинары genre analysis reading текст уровень Beginner-Elementary современные технологии на уроке хиханьки DELTA будни ип one-to-one индивидуальный подход needs analysis репетиторы личное аудио collocations concordances уровень Intermediate учебники предлоги скайп книги на английском ученики реклама на английском связность текста functions клише игры на английском слова listening план урока бесплатные материалы видео модальные глаголы отрывки из фильмов произношение диктофон интонация уровень любой бесплатные уроки розыгрыш IELTS анализ текста уровень Pre-Intermediate speaking английский для путешествий отпускное словообразование занятия в группе песни на английском презентация коммуникативный подход словари уровень Upper-Intermediate spoken discourse гостевой пост специальное предложение лексический подход перевод уровень Pre-intermediate уровень Advanced честно и откровенно уровни лучшие посты книги по методике объявления организационное видео с урока task-based learning вебинары разговорный клуб уровень Upper-intermediate книга Stories Stories о языке Stories о методике