Что я думаю о грамматике вообще и о грамматике Мёрфи в частности
Некоторые все еще думают, что выучить или освоить английский значит разобраться в грамматике. Те же некоторые (или это уже другие?) думают, что разобраться в грамматике значит выучить правила и сделать пять разворотов упражнений.
Ответственно завляю - это полная чушь
не так.
В этом посте я размышляю о роли грамматики в изучении английского и немного о вождении автомобиля; рассказываю об отряде, потерявшем бойца; а также вспоминаю русские сказки и сказочных персонажей - красную девицу и синего Мёрфи))
Выучить язык не значит выучить грамматику
Причина первая. Грамматика - это лишь малая часть владения английским. Помимо грамматики есть и другие аспекты:
- словарный запас
- произношение
- понимание на слух
- чтение
- устная речь
- письмо
- коммуникативные функции
Заниматься только грамматикой - это как пытаться уехать на машине с
одним колесом.
Причина вторая. Даже если вы разберетесь, зачем нужна та или иная конструкция (например, Present Perfect Continuous нужен для действий, длящихся уже какое-то время) и запомните форму (have / has + been + …ing), это еще не означает, что вы сможете к месту использовать ее в речи.
Если продолжать аналогию с вождением, есть теория -
устройство автомобиля, правила дорожного движения. А есть умение водить машину
и перемещаться в пространстве. Вот вы вникли в устройство машины, заучили
правила дорожного движения и прорешали кучу задачек. Теперь вы сели за руль. И…
поняли, что все те часы, проведенные за изучением теории, совершенно не означают,
что вы можете вести машину. Вождение - это навык, в котором соединятся знание
теории и доведенные до автоматизма движения. А автоматизм появится не сразу, а
спустя некоторое количество повторений. Реальных повторений, а не мысленных.
В языке точно также. Есть теория, а есть практическое применение и навык. Объяснения, правила и упражнения - это только часть владения грамматикой (”я знаю грамматику, но не могу к месту употреблять ее в речи”). А грамматика - это только часть владения языком (”я знаю и пользуюсь грамматикой, но остальные аспекты хромают, а я пытаюсь уехать на машине с одним колесом”).
Вывод: теория, правила и упражнения нужны, но не
зацикливайтесь на них. Уделяйте больше внимания проговариванию грамматики, проигрыванию
ее в разных ролевых играх и активитиз. И помните, что кроме грамматики есть другие аспекты языка, которые должны присутствовать на уроке и в программе обучения.
Что значит “выучить грамматику”?
Итак, грамматика - это часть обучения английскому. Только лишь часть. Давайте теперь выясним, что значит “выучить грамматику” или “разобраться в грамматике”. В идеале нужно:
1. Понять грамматическую конструкцию на уровне идеи, смысла
- зачем нужен Present Perfect Continuous (названиями конструкций, кстати, можно не заморачиваться)? что он выражает?
- Действия, которые длятся уже какое-то время
2. Разобрать и запомнить форму
- как сделать Present Perfect подручными языковыми средствами?
- have/has + been + …ing
3. Услышать, как произносится конструкция; научиться произносить самому
- есть ли какие-то нюансы или возможные трудности в плане произношения?
- В беглой речи можно не услышать ‘ve в предложениях типа I’ve been living here for 10 years
- В вопросах типа How long have you been waiting? вы, вероятнее всего, не услышите звук [h] в слове have, а услышите How longav you been waiting?
4. Поупражняться
Где-то на этом этапе можно сделать несколько упражнений. В современных коммуникативных учебниках в конце книги обычно есть раздел Grammar Bank (может называться по другому, например, Grammar Reference) с парочкой упражнений. Если очень тянет, можно открыть сборник грамматики типа Мёрфи и сделать разворот оттуда. Я знаю, у этого культового сборника много фанатов, но даже им не рекомендую застревать в правилах и упражненьках надолго.
5. Попрактиковаться, проговорить
Самое полезное, что вы можете сделать для своей грамматики и разговорного английского - это как-то проговорить новую конструкцию в речи. Для этой цели подходят разнообразные ролевые игры и активитиз, которых обычно много в арсенале современного преподавателя, а также обсуждения, дискуссии и любой осмысленный speaking. Выбирая между “сделать еще пару страниц упражнений” и “проговорить в речи” выбирайте второе.
6. Замечать
Часто после того, как вы узнали что-то новое, вы начинаете его везде замечать - в текстах, в песнях, в фильмах. Это распространенное и совершенно нормальное явление. Пользуйтесь этим! Подмечайте, обращайте внимание, задавайте и отвечайте себе на вопрос “а почему здесь использовали именно эту конструкцию”?
Грамматика Мёрфи
Знаете, наверное, или по крайней мере слышали про волшебного синего Мёрфи. Ну да, как в сказках: девица - красная, Мёрфи - синий. И к тому же волшебный. Говорят, если прорешать всего Мёрфи, точно выучишь английский))
Ну ладно, шутки в сторону. Речь о сборнике грамматики авторства Рэймонда Мёрфи. На самом деле их три (красный, синий и зеленый), каждый соответствует трем разным уровням. Сборник Мёрфи выдержал множество переизданий и уже лет 30 держится в списках бестселллеров среди изучающих английский язык.
Проблема с ним в том, что это… сборник грамматики. Спасибо, Кэп! Но вы же помните, что английский не сводится к одной только грамматике? Что есть другие аспекты? А еще вы, наверное, помните, что и грамматика не сводится к правилам и упражненькам.
Куда важнее научиться к месту использовать изученную грамматику в речи. Бесконечные упражнения на раскрытие скобок, на закрытие скобок, на переворачивание скобок, на заворачивание скобок (о, великие русские приставки!), на вписывание нужной формы в пропуск и т.д. практически никак связаны с устной речью. Вы совершенствуете тот навык, который практикуете. Шпарите упражнения - развиваете навык выполнения упражнений. А никак не speaking.
Другая проблема - многие упражнения состоят из предложений. Отдельных, повисших в воздухе предложений, без осмысленного контекста и какой-то связи с ситуацией. А в жизни, в речи грамматика всегда вписана в какой-то контекст, разговор, ситуацию, место-время и чем-то окружена.
А вот на что Мёрфи сгодится, так это на то, чтобы доразобраться в идее (если преподаватель на уроке вам плохо ее донес, или если вы занимаетесь самостоятельно) и сделать несколько упражнений и привыкнуть к новой конструкции. Чтобы
- I’ve been living here for 10 years
зазвучало привычнее и, может, даже запомнилось - пока на уровне формы. Чтобы дальше уже начать развлекаться с грамматикой в устной речи.
Я не против грамматических справочников и сборников упражнений. Я против, когда ученики хотят «заниматься по Мёрфи», думая, что так они ВЫУЧАТ английский (кстати, сколько можно учить этот английский?). Я против, когда преподаватели гордо заявляют «я преподаю по Мёрфи» и думают, что преподают АНГЛИЙСКИЙ.
В свое время этот справочник помог мне разобраться в грамматике – но тогда я не знала ничего лучше и у меня не было никаких других ресурсов. Потом, уже в качестве преподавателя, я обязательно дополняла каждый юнит нашего обычного учебника разворотом (а то и двумя-тремя) из Мёрфи. А потом… перестала. Что-то около пяти лет назад. И, вы знаете, отряд не заметил потери бойца. Вот совсем.
Поэтому выбирая между «сделать еще пару разворотов упражнений» и «проговорить и проиграть новую грамматику», я всегда выбираю второе. Да на самом деле, сейчас у меня такой выбор вообще не стоит))
Как вы относитесь к грамматике Мёрфи? Пользуетесь ли
сборником? Требуют ли ученики?
Какое место отводите грамматике на уроках?
Автор: Дарья Масловская
Поделитесь с друзьями!
Подпишитесь на новые посты блога!