Все лучшее - подписчикам! Скидки, закрытые посты и многое другое Подпишитесь и получите книгу "Продвинутый английский" бесплатно!
Вход / Регистрация

Условия успешного обучения. Нужно ли быть гением?

быть гением

Вы бы знали, сколько самокритики от учеников я слышу каждый день! И вместе с тем – сколько  отговорок причин, почему не получается выучить английский!

Когда дело касается родного языка, нет сомнений, что любой ребенок – в обычных, нормальных условиях – в итоге освоит родной язык, в нашем случае – русский.

Но в случае второго, иностранного языка, возможны разнообразные нюансы. Разброс между теми, кто успешно выучил язык и теми, кто не может связать и двух слов на английском, несмотря на годы хождений по курсам и репетиторам, - огромен.

Почему так? Есть ли какие-то условия успешного обучения вообще и эффективного изучения английского языка в частности? Нужно ли быть гением с исключительными способностями к английскому?

Итак, сначала о самокритике и отговорках (да-да, это все отговорки, нет ни одной ПРИЧИНЫ), почему не получается выучить английский. Вот наиболее распространенные:

  • в моем возрасте сложно выучить что-то новое
  • в отсутствие языковой среды невозможно выучить английский
  • языки лучше даются девочкам, а я мальчик – мне не дано
  • у меня нет способностей
  • у меня плохая память
  • я стесняюсь общаться на английском
  • у меня быстро пропадает мотивация

Вообще, конечно, есть разница между освоением родного языка и изучением английского (любого другого иностранного).

Во-первых, разные механизмы освоения родного и иностранного языков. Есть несколько  теорий, которые объясняют механизмы и процессы, происходящие в голове испытуемого изучающего.

Во-вторых,  освоение родного языка у всех детей происходит в примерно одинаковых условиях. Но все меняется, когда мы начинаем изучать иностранный язык.

Занятия три раза в неделю или раз в неделю?

В языковой среде или в ее отсутствие?

Практика и общение с носителями или по книжкам самостоятельно?

В-третьих, люди изучают английский:

- в разных возрастах

- с разными способностями, развитыми к этому моменту (увы, не всем повезло быть гением - но нужно ли это?)

- по разным причинам (читай – с разной мотивацией)

- с разным отношением к языку

Насколько все это влияет на эффективность изучения английского? Каковы условия успешного обучения? В чем заключаются качества хорошего ученика? Ведь даже в одном классе есть те, кто быстро схватывает новый материал и общается уверенно (вне зависимости от уровня), а есть те, кто долго и мучительно продирается сквозь дебри английского. Нужно ли быть гением с выдающимися способностями?

Все эти вопросы мучают не только учеников и преподавателей. Лингвисты и психолингвисты, а также их родители психологи и нейропсихологии проводят много исследований с целью выяснить условия успешного обучения. Правда, не так-то это просто.

Как, например, замерить уровень мотивации или тот же IQ (ведь шкал и критериев огромное количество!)?

Что такое хорошее владение языком? Какие тесты используются для определения?

Означает ли корреляция между двумя факторами причинно-следственную связь?

И тем не менее посмотрим по очереди на основные условия успешного обучения английскому языку.


Intelligence/Умственные способности

What people say: мне не хватает ума, и мне никогда не быть гением

What research shows: действительно, результаты тестов на умственные способности (IQ) могут предсказывать и указывать на успехи в изучении языка. Но исследования* показывают, что эти успехи в основном связаны с более формальными навыками (чтение, письмо, грамматика, словарный запас). На развитие навыков устной речи, коммуникативную компетенцию или понимание языка на слух умственные способности большого влияния не оказывают.

То есть наличие ума, конечно, хорошо в принципе и в академической обстановке, а вот при изучении английского в языковой среде или с использованием коммуникативного метода – большой роли в качестве условия успешного обучения не играет.


Aptitude/Способности к языку

What people say: у меня нет способностей к языку

What research shows: о, это – один из самых противоречивых вопросов. Есть ли вообще способность и не-способность к языкам? Если есть, то что в нее входит, какие характеристики, наклонности и умения? Два самых популярных теста, которые используются для оценки успешности ученика в освоении иностранных языков, это:

- Modern Language Aptitude Test (MLAT)

- Pimsleur Language Aptitude Battery.

Оба теста измеряют:

  • способность идентифицировать и запоминать звуки
  • умение понимать структуру предложений (анализировать)
  • умение обобщать примеры языка и на их основе выводить правила
  • память на новые слова

Ну и считается, что те, у кого эти умения и способности присутствуют, успешнее справятся с изучением английского языка (любого другого второго языка).

Несмотря на наличие тестов, вопрос по-прежнему открыт: какие конкретные умения составляют «способность к языкам»? И не являются ли эти умения на самом деле частью другого условия успешного обучения английскому языку (такого, как умственные способности или личностные особенности)? Никакой ясности, в самом деле!


Personality/Личностные характеристики

What people say: я не особо общительный и не люблю много разговаривать

What research shows: и тут снова темный лес. Взять, например, экстраверсию. Традиционно считается, что экстраверты быстрее и легче осваивают английский язык. Однако, одни исследования это подтверждают и говорят, что уверенность в себе и дух авантюризма – важные условия успешного обучения английскому. Другие исследования показывают, что успешные ученики, овладевшие английским на приличном уровне, не обязательно поголовно экстраверты. Кому хотите, тому и верьте))

Внесем немного ясности. Все же есть некоторые черты личности, которые можно считать важными условиями успеха в изучении языков. Например, уверенность и  неуверенность. Те, кто не боится рисковать (если это слово вообще применимо к такому невинному занятию, как изучение иностранного языка))) и показаться дураком некомпетентным, более успешны, чем те, кто стесняется вымолвить лишнее слово.

Один забавный эксперимент показал, что небольшие дозы алкоголя улучшают результаты тестов на произношение (думаю, все замечали сей чудодейственный эффект - как легко быть гением английского после определенной дозы алкоголя). Правда, если продолжать злоупотреблять, результаты теста стремятся в минус, и качество произношения стремительно падает.

Оно и очевидно – какое произношение, когда клиент лыка не вяжет? А теперь представьте, как весело было проводить этот эксперимент!)))

Теперь обратно к серьезностям науки *поправляет очки*.

Изучали и другие черты личности в связи с успешным изучением английского языка. Такие как самооценка (self-esteem), сопереживание (empathy), доминантность (dominance), разговорчивость (talkativeness), отзывчивость (responsiveness). Но на сегодняшний момент ни одно из исследований не показало четкой и однозначной связи между этими качествами и успехами в изучении английского.

Одно совершенно точно: черты характера и личности имеют больше отношения к развитию навыков устной речи, умению общаться и понимать собеседников - все, что считается коммуникативной компетенцией, чем к более формальным, академическим умениям (разбираться в тонкостях грамматических структур, выполнять упражнения, писать сочинения, учить по 100500 слов).


Motivation and attitudes/Мотивация и отношение

Да, исследования показывают, что наличие мотивации и положительное отношение к языку и к процессу обучения - очень даже важные условия успешного обучения. Сколько мотивации вешать в граммах? Но исследования не дают ответа , как именно это происходит: моя сильная мотивация способствует успеху или мои успехи питают и взращивают мотивацию?

О двух вещах ученые, правда, умудрились договориться.

Во-первых, внешняя мотивация (если я не выучу этот дурацкий английский, меня уволят)  помогает меньше, чем внутренняя (если я выучу английский, стану ценным сотрудником и попробуй меня уволь).

Во-вторых, положительное отношение к языку, его носителям и культуре делает процесс изучения английского языка легче и приятнее. С мыслями: «Этот английский повсюду, и мне теперь приходится его учить. Американцы все тупые, британцы чопорные, а австралийцы легкомысленные. И культуры у них никакой нет, не то, что у нас – Лев Толстой и Большой театр!»


Резюме такое: все эти условия успешного обучения (любому навыку!) можно и нужно по большому счету игнорировать, если они вас чем-то расстраивают (например, предрекая неуспех).

Совершенно НЕ нужно:

  • быть ни гением, ни одаренным, ни даже особо умным
  • иметь врожденные способности к языкам (что бы это ни означало)
  • быть экстравертом, легко заговаривать с незнакомцами и быстро заводить друзей

Гораздо важнее ваша мотивация и настойчивость. Вот и весь секрет эффективного изучения английского языка)) Остальное (где учить, по каким учебникам, в группе или индивидуально) – уже технические детали.

В следующий раз продолжим исследовать условия успешного обучения, посмотрим на стратегии изучения языка (учебные привычки) и секреты успешных учеников.

* Данные об исследованиях взяты из книги How Languages Are Learned by Patsy M.Lightbown and Nina Spada.

Какие условия успешного изучения английского вы открыли для себя? Нужно ли быть гением?

Какие отговорки используете?)) А ваши ученики?

Автор: Дарья Масловская

Комментарии

comments powered by Disqus
faq грамматика лексика ошибки освоение языка методика находки средства обучения контекст writing семинары genre analysis reading текст уровень Beginner-Elementary современные технологии на уроке хиханьки DELTA будни ип one-to-one индивидуальный подход needs analysis репетиторы личное аудио collocations concordances уровень Intermediate учебники предлоги скайп книги на английском ученики реклама на английском связность текста functions клише игры на английском слова listening план урока бесплатные материалы видео модальные глаголы отрывки из фильмов произношение диктофон интонация уровень любой бесплатные уроки розыгрыш IELTS анализ текста уровень Pre-Intermediate speaking английский для путешествий отпускное словообразование занятия в группе песни на английском презентация коммуникативный подход словари уровень Upper-Intermediate spoken discourse гостевой пост специальное предложение лексический подход перевод уровень Pre-intermediate уровень Advanced честно и откровенно уровни лучшие посты книги по методике объявления организационное видео с урока task-based learning вебинары разговорный клуб уровень Upper-intermediate книга Stories Stories о языке Stories о методике