Все лучшее - подписчикам! Скидки, закрытые посты и многое другое Подпишитесь и получите книгу "Продвинутый английский" бесплатно!
Вход / Регистрация

Средства связности текста

связность текста

Тексты окружают нас повсюду (это заговор!!). Журнальная статья, инструкция к новому фотоаппарату, уличный знак, реклама на билборде – это все тексты. Да-да, текст – это не обязательно «Война и мир»))

А главное качество текста – это его связность. Зачем она нужна?

Средства связности текста не дают ему распасться на отдельные предложения и слова. Они связывают все элементы текста в единое целое, а тексты получаются более насыщенными и плотными.

Похоже на какую-то сложную лингвистику? Не пугайтесь)) Во-первых, все не так страшно. Связный текст - как кирпичная кладка, в которой каждый кирпичик на своем месте, и они все держатся вместе с помощью цемента (и украшены граффити))).

Во-вторых, без понимания законов текста и средств связности не получится писать грамотные и качественные тексты. И личные письма, и смски, и экзаменационные эссе – все эти виды письменных текстов следуют тем же законам, что и большие формы.

Кроме того, без понимания законов текста не получится читать и правильно интерпретировать статьи из журналов и газет, книги и блоги.

 


Как достигается связность текста (cohesion)?

Средства связности текста (cohesive devices) представлены в огромном количестве! Можно зайти со стороны лексики, а можно со стороны грамматики. А лучше с обеих))


Лексические средства связности текста

Повторы слов

Да, мы всячески боремся с повторами и учимся перефразировать там, где это уместно. Но полностью отказаться от них невозможно. Нет ничего страшного в том, чтобы то тут, тот там использовать одно и то же слово (желательно подальше друг от друга). Повторы, если их дозировать, служат как раз-таки связности текста.

Обратите внимание, что в предыдущем абзаце я употребила слово «повтор» дважды, на приличном удалении, что помогает читателю не терять нить повествования. В этом и есть суть связности текста.


Синонимы

Когда повторяться ну никак нельзя, на помощь приходят синонимы. Близкие по смыслу слова и выражения доносят ту же мысль, но при этом в глазах не рябит от повторов.

Заметьте, первое предложение абзаца заканчивается словом «синонимы», а следующее начинается с «близкие по смыслу слова». Тут как раз тот случай, когда повторяться нельзя, слишком уж очевидно.


Тематическое поле

Все слова и выражения, которые логично встретить в определенной теме, тоже способствуют связности. Ну, например, в кулинарном рецепте вполне уместны такие слова, как:

кастрюля, специи, духовка, нож, пластиковые окна, на большом огне, довести до кипения


И если вдруг в тексте встретятся «пластиковые окна», возникнет как минимум когнитивный диссонанс.


Замена слов на one/ones

Когда невозможны ни прямые повторы, ни синонимов, можно заменить слово на one.  Например, так:

Ни повтор (Which T-shirt do you like best? -The blue T-shirt.), ни синоним (какой тут вообще может быть синоним?) здесь не будет уместен.


Эллипсис (пропуск) слов

Можно и полностью опустить слово, если его легко восстановить из контекста, как здесь:

Во втором предложении не хватает I, но никакого недопонимания не возникает. Мозг сразу же протягивает ниточку к началу высказывания, где фигурировал некий я, который видел фильм. Это происходит настолько стремительно и автоматически, что мы даже не замечаем всех этих процессов.


Грамматические средства связности текста

Местоимения

Самый очевидный прием - местоимения всех мастей – доступен с самых ранних уровней изучения языка. Да-да, это те самые they-their-them-theirs, которые так часто путаются в голове и воспринимаются сущим наказанием)

Я предупреждала, что это уровень elementary)) Ну и текст, признаться, утрированно простой. Но суть в том, что все эти местоимения (their, they, them) отсылают вас прямиком к началу. И без слова parents совершенно непонятно, о ком идет речь. Это и есть связность текста.


Артикли

Все уже знают, что артикль ‘a’ используется при первом упоминании чего-либо, а ‘the’ при последующем. В русском языке артиклей нет, потому сложно постичь их великий смысл, и, наверное, этот способ достижения связности не так очевиден.

У любого носителя языка сразу возникнут вопросы. Какие такие tickets? Я должен знать, но почему-то не в курсе? ‘The’ подразумевает, что собеседнику уже известно, о каких билетах идет речь. То есть, получается, артикли связывают новую информацию с уже известной.


Замена грамматической структуры (Substitution)

Вместо

лучше сказать

Эллипсис

Там, где по контексту можно понять, о чем идет речь, можно смело опускать повторяющиеся структуры:


Союзы (Linking devices)

Еще один очевидный способ сделать высказывание или текст связным - всевозможные although, however, because и иже с ними. То, что называется linking devices. Даже банальные and и but – связывают текст не хуже цемента. Если взять такое предложение:

On the other, you might get injured if you haven't warmed up


без предшествующего

On the one hand, jogging is a good exercise. On the other, you might get injured if you haven't warmed up...


совершенно непонятно, с чем оно противоречит. Тут еще и лексический эллипсис  (on the other hand) вмешивается и даже  больше сбивает с толку. А зачем он вмешивается – уже можете ответить?)) Да-да, чтобы избежать повтора слова hand. Молодцы, можно взять с полки пирожок!

Linking devices – широчайшая тема. Есть linking devices для выражения контраста, противоречия, причинно-следственных связей, выражения для нумерации/перечисления аргументов списком и так далее.


Это далеко не все средства связности текста, их несколько больше, но для начала хватит и этого))

Пример подробного разбора текста и средств связности здесь.


А вот вам в качестве тренировки небольшой отрывок. Найдете в нем средства связности текста?


Writing good texts isn’t easy. On the other hand, it isn’t as difficult as you might imagine.

First thing you need to do is identify your audience. Think about what they want to know rather than what you want to say.

Once you know who your readers are, think about the goal you want to achieve with your text. Do you want to entertain your audience? Or ask for a favor? Or encourage them to take action? Keep the goal in mind and adapt your writing to their needs and wants.

You might also want to jot down the key ideas you want to get across. If you don’t, you might end up rambling around and confusing your readers. That’s not something they will appreciate...



Нашли средства связности? Отпишитесь в комментариях, обсудим!

Автор: Дарья Масловская

Комментарии

comments powered by Disqus
faq грамматика лексика ошибки освоение языка методика находки средства обучения контекст writing семинары genre analysis reading текст уровень Beginner-Elementary современные технологии на уроке хиханьки DELTA будни ип one-to-one индивидуальный подход needs analysis репетиторы личное аудио collocations concordances уровень Intermediate учебники предлоги скайп книги на английском ученики реклама на английском связность текста functions клише игры на английском слова listening план урока бесплатные материалы видео модальные глаголы отрывки из фильмов произношение диктофон интонация уровень любой бесплатные уроки розыгрыш IELTS анализ текста уровень Pre-Intermediate speaking английский для путешествий отпускное словообразование занятия в группе песни на английском презентация коммуникативный подход словари уровень Upper-Intermediate spoken discourse гостевой пост специальное предложение лексический подход перевод уровень Pre-intermediate уровень Advanced честно и откровенно уровни лучшие посты книги по методике объявления организационное видео с урока task-based learning вебинары разговорный клуб уровень Upper-intermediate книга Stories Stories о языке Stories о методике