Слуховые галлюцинации или Развитие навыков аудирования
А вас мучают слуховые галлюцинации?
Большинство заданий на аудирование в большинстве учебников английского представляют собой тестирование уже имеющихся навыков. Все эти "послушайте и ответьте на вопросы" или "послушайте и ответьте True / False" - это по сути тестирование. Если ученик уже умеет понимать речь на слух, он ответит на вопросы. Если нет - штош, селяви. Селяви, но некомильфо)).
Расскажу про один из способов поработать именно над навыками аудирования и покажу, как он работает на практике в отрывке с урока.
Развитие навыков аудирования
Слуховые галлюцинации
Итак, берем скрипт аудирования и находим места, где потенциально можно услышать
что-то другое, не то, что на самом деле говорят спикеры. Ну, например:
-
Whenever I
seem on TV - Whenever I see him on TV
They rollas bad as each other- They're all as bad as each other
- I'm going
to be so
foreign debt - I'm going to be so far in debt
- Unemployment's
shut uprecently - Unemployment's shot up recently
Полезно также послушать само аудио, потому что по скрипту не всегда понятно, как на самом деле спикеры произносят те или иные куски. Иногда галлюцинация может возникнуть в очень неожиданном месте. Например, здесь:
- Whatever that's
supposed to
me - Whatever that's supposed to mean
…по одному только скрипту было бы не понятно, что можно ошибиться с ‘mean’, а в аудио – очень
даже. Этот вот последний ‘n’
почти совсем не слышен.
Предложения взяты из аудирования в учебнике Outcomes Upper-intermediate, Unit 4 Tthe State of the Nation:


Итак, все эти так называемые ошибки - это слуховые галлюцинации. То, что ученики могут и часто действительно слышат - либо из-за незнания особенностей произношения в слитной беглой речи, либо из-за незнания типичных словосочетаний, а чаще и то, и другое вместе.
[Пост о других трудностях аудирования и способах их решения]
Дальше просим учеников послушать аудио одновременно с чтением скрипта и найти все эти ошибки. На самом деле, конечно, их можно найти и без прослушивания, но наша задача на этот раз именно в том, чтоб научиться соотносить образ и звучание слова и не вестись на похожесть.
Когда мы будем проверять ответы, мы отдельно проговорим, в чем была ловушка в каждом случае и как это связано с пониманием на слух. Это важный момент. Нужно, чтобы ученики понимали, как это связано с пониманием на слух и могли это экстраполировать на аудирование вообще, не только выполнение этого конкретного задания.
Посмотрите отрывки с этого урока:
Есть, конечно, куда других способов поработать именно над навыками аудирования, скоро напишу о них большой пост. А в это воскресенье на вебинаре "ЛП + аудирование и чтение" я расскажу, как способ слуховых галлюцинаций можно связать с лексическим подходом.
Согласны, что задания на аудирование в учебниках в основном
тестируют уже имеющиеся навыки?
Как уходите от этого?
Какие ваши любимые задания на развитие listening skills?
Еще по теме:
- Зачем делать заметки во время аудирования
- Отзыв на книгу How to Teach Listening
- Аудирование в учебниках плюсы и минусы
Автор: Дарья Масловская
Поделитесь с друзьями!
Подпишитесь на новые посты блога!