Все лучшее - подписчикам! Английский со скидкой, свежие материалы, интересности и полезности. Подпишитесь!
Вход / Регистрация

Работа с лексикой. Тема по английскому языку Family

работа с лексикой

Как должна проходить работа с лексикой на уроке и за его пределами? Как учить выражения, как их выбирать, организовывать и как записывать новые слова? Как увеличить свой словарный запас максимально эффективно? Сегодня для примера - тема по английскому языку Family.

Как мы уже выяснили, лексика английского языка состоит из словосочетаний и выражений разной степени устойчивости. Нет, не в том, смысле, что они падают)) И не в том, что они не могут устоять перед натиском изучающих английский язык))

Лексический запас  – это комбинации слов, которые так и хранятся в памяти – целыми кусками – и так же быстро при необходимости оттуда извлекаются. За счет этого речь становится беглой и полуавтоматической, ибо говорящему не нужно каждый раз заново составлять фразы.

Кроме того, наша память организована весьма специфическим образом. Лексика в ней хранится по какому угодно принципу, но только не по принципу словаря, где слова следуют друг за другом в алфавитном порядке.

Наша память организует лексику английского языка (и родного тоже) по ассоциациям, категориям, антонимам и синонимам и так далее.

Что из этого следует? Как организуется работа с лексикой?

Посмотрим на пример с лексикой по теме Семья.


Тема по английскому языку Family

Для начала небольшая справка. Тема Family – одна из самых популярных в учебниках и курсах английского -  неизбежно встречается уже на самых начальных уровнях. Так, в линейке учебников (New) English File лексика на тему семьи на уровне Elementary интерпретируется следующим образом (картинки увеличиваются):

enlarge

А вот как в учебнике Speakout Elementary:

enlarge

Здесь изучают членов семьи, и большого разнообразия не наблюдается, какой учебник ни возьми. Оно и понятно, это основа основ. К тому же философия учебников (да и здравый смысл) говорит о том, что на начальных уровнях нужно изучать максимально конкретные понятия, а все абстракции оставить на потом.

Точно так же при освоении родного языка ребенком до определенного уровня развития бесполезно пытаться объяснить ему абстрактные понятия. Мышление ребенка максимально предметно и конкретно. Этот же принцип - в основе изучения английского языка.


Дальше тема Семья встречается на уровне Intermediate (New English File):

enlarge

Лексика усложняется: авторы учебника добавляют не самых очевидных или распространенных членов семьи. Согласитесь, mother и brother не идут ни в какое сравнение со stepmother и half-brother.

(Подробнее - упражнения на связность текста и лингвистический анализ текста на основе этой страницы учебника).


Или вот как тема по английскому языку Family рассматривается в учебнике Speakout на уровне Intermediate:

enlarge

Ancestors, take after, father’s side of the family – без сомнения, хорошие продвинутые выражения. Только почему мне кажется, что у большинства изучающих проблемы вызывает более простая лексика?

То есть, при изучении новой лексики важно обращать внимание на очевидные, но при этом неочевидные фразы. Что я имею в виду? Ну, допустим, простые устойчивые выражения:

Завести семью

Семья из пяти человек

Семейное гнездышко

Члены семьи

А как это будет на английском? Если не знать соответствующих устойчивых выражений в английском, будет порыв начать переводить эти фразы дословно. И сразу же начнется:

А как будет завести?

А как будет гнездышко?

Либо попытки объяснить фразу, что, в общем-то, эффективная стратегия, когда не знаешь того самого, точного слова или понятия. Но ведь есть типичные устойчивые – и при этом емкие! - словосочетания, свойственные именно английскому, незнание которых и выдает с головой. Работа с лексикой обязательно должна это учитывать.

To start a family (и никаких завести, все предельно просто, оказывается!)

A family of five (никаких человек! Никаких family which consists of five people)

A family home

Family members

Как показывает более продвинутый уровень Intermediate, лексика по теме Семья не ограничивается наименованием ее членов. Это лишь самый поверхностный уровень.


Работа с лексикой. Как записывать новые слова

Вот такую mindmap я сваяла для своих учеников в попытке продемонстрировать, как записывать новые слова и организовывать собственный vocabulary:

Посмотрите: здесь и категории (а названия категорий - сами по себе устойчивые словосочетания: family traditions/members/celebrations), и ассоциации, и распространенные выражения и словосочетания включающие в себя слово family (на картинке слева). И это, конечно, не предел.

Скачать эту mindmap можно здесь.

Чем хорош такой способ записи новых слов?

Во-первых, такая организация словарика похожа на то, как работает мозг и память, лексика группируется по:

  • темам
  • ассоциациям
  • категориям
  • синонимам и антонимам

Во-вторых, вы записываете не отдельные слова, которые пришлось бы потом еще как-то связать, а готовые словосочетания. Все уже связано до нас)))

В-третьих, если вы обращаете внимание на очевидное неочевидное, ваш словарный запас будет более приближен к реальности английского языка, и вы избежите рунглиша.


Возникает вопрос. Как все это учесть и составить свой список слов? Ну, если у вас есть преподаватель, вам повезло чуть больше. Особенно, если ваш преподаватель в курсе особенностей памяти и мышления)) Особенно, если ей не лень собирать всю лексику по теме и все возможные частоупотребимые collocations и рисовать веселые картинки)) В таком случае работа с лексикой существенно облегчается.

Лично мне, честно говоря, было бы лень слишком трудозатратно полностью брать это на себя. Кроме того, если лексикой буду заниматься я, ученик ничего не вынесет для себя. Так что я предпочитаю показать ученику принципы работы с лексикой и варианты, как записывать новые слова (пару-тройку раз), и отпустить его в свободное плавание. Дальше пускай сам. К тому же, ему виднее, как функционирует его мозг и как формируются ассоциации.

Теперь возникает вопрос: как быть тем, у кого нет преподавателя, кто изучает английский самостоятельно? Где взять все эти типичные словосочетания, чтобы сразу составить максимально полную картину лексики по теме?


Самостоятельная работа с лексикой

Тут, конечно, совсем другой подход. Я бы рекомендовала не заморачиваться сразу всеми возможными выражениями. Серьезно, где их взять, если их просто не знаешь? Лучше всего в таком случае выделить страничку (полстранички, строчку) для определенной темы и по мере изучения языка добавлять туда все нужное.

Например, сначала вы узнаете слово like (I like music). И до поры до времени это будет вашим единственным словом по теме. Вы продолжаете изучать язык и покорять новые высоты. Однажды вы встречаете словосочетание

be into (I'm really into music)

и  понимаете, что это синоним к слову like. Тогда вы достаете свои архивы и добавляете туда новое выражение.

Потом вы узнаете, что есть и другие синонимичные фразы

be interested in (I’m interested in music)

be a big fan of (I’m a big fan of music)

be crazy about (I’m crazy about music)

И, конечно, вы добавите их к старому списку. Так по мере изучения языка разрастается и ваш список слов, а за ним увеличивается словарный запас.

По мне, это наиболее эффективный способ работы с лексикой и увеличения словарного запаса.

Итак, резюме.


Работа с лексикой. Увеличение словарного запаса.

  • Организовывать лексику по темам, если это возможно
  • Отдавать приоритет словосочетаниям/collocations (примеры на тему mobiles и на тему transport), а не отдельным словам
  • Обращать внимание на словосочетания, которые нельзя легко и спонтанно перевести с русского на английский
  • Добавлять новые выражения к старым по мере изучения языка
  • Учитывать ассоциации, синонимы, антонимы
  • Сделать ваш личный словарик максимально наглядным и визуальным (никаких списков слов!). Подбирать и рисовать картинки (для этого необязательно быть членом Союза Художников) – чем они примитивнее и смешнее, тем эффективнее
  • Пользоваться английским толковым словарем

 А вы ведете словарики? Как записываете новую лексику?

Понравилось? Подпишитесь на новые материалы!

Автор: Дарья Масловская

Комментарии

comments powered by Disqus
faq грамматика лексика ошибки language acquisition теории методика находки средства обучения контекст writing семинары genre analysis reading текст уровень Beginner-Elementary современные технологии на уроке хиханьки DELTA будни ип one-to-one индивидуальный подход needs analysis репетиторы личное аудио collocations concordances уровень Intermediate учебники предлоги скайп книги на английском ученики реклама на английском связность текста functions клише игры на английском слова listening план урока бесплатные материалы видео модальные глаголы отрывки из фильмов произношение диктофон интонация уровень любой бесплатные уроки розыгрыш IELTS анализ текста уровень Pre-Intermediate speaking английский для путешествий отпускное словообразование занятия в группе песни на английском презентация коммуникативный подход словари уровень Upper-Intermediate spoken discourse гостевой пост специальное предложение лексический подход перевод уровень Pre-intermediate уровень Advanced честно и откровенно лучшие посты книги по методике объявления организационное вебинары разговорный клуб видео с урока уровни тестирование уровень Upper-intermediate