Все лучшее - подписчикам! Скидки, закрытые посты и многое другое Подпишитесь и получите книгу "Продвинутый английский" бесплатно!
Вход / Регистрация

Недостатки учебников английского. Выбор лексики

недостатки учебников английского

Расскажу сегодня про один недостаток учебников английского.

Вообще, разнообразных странностей гораздо больше, и недостатки учебников английского заслуживают целой серии постов.

Но именно этот недостаток добавляет мне больше всего работы)) А так хочется работать на всем готовеньком!

Странность эта – в выборе лексики.

Какими неисповедимыми путями авторы учебников английского приходят к такому выбору? Почему часто игнорируют по-настоящему полезные выражения и устойчивые словосочетания на английском? Почему должны страдать преподаватели?)))


Лексика по темам

Сразу оговорюсь, что к тематическим подборкам лексики у меня вопросов нет. Если мы проходим тему Transport, логично собрать слова и словосочетания, связанные с транспортом, в одно место (картинки увеличиваются):

enlarge

Или слова и словосочетания на тему Sport:

enlarge

Еще один пример грамотного выбора лексики по теме Cinema:

enlarge

С этим в основном справляется любой учебник английского языка.


Странный выбор лексики

Если к тематическим подборкам претензий нет, то выбор лексики для изучения в текстах для чтения меня иногда ставит в тупик.

Вот, например, два отрывка из разных текстов из учебника уровня Pre-Intermediate (English File 3rd Edition):

отрывок текста на английском

отрывок текста

Ну в самом деле, неужели на уровне Pre-Intermediate кто-то не знает слово smile? Или passengers?

А ведь в том же абзаце есть скрытые сокровища - устойчивые словосочетания. К тому же более полезные.


Make(s) me laugh

Словосочетание make me laugh полезно тем, что дает уже готовую матрицу для новых выражений:


make me laugh

 


make(s) me laugh - I like men who can make me laugh

make(s) me cry - The movie made me cry

make(s) me think - That book made me think a lot


Keep (somebody) entertained

Или вот: как можно игнорировать словосочетание keep (passengers) entertained? Это же еще одна готовая фраза, из которой можно собрать другие словосочетания:

 keep somebody entertained

keep somebody occupied -  If you want some peace and quiet,  keep your children occupied

keep somebody busy - Loads of incoming emails and phone calls keep me busy all day

keep somebody awake - Thoughts and regrets keep me awake at night


Текст из учебника

Или возьмем другой учебник английского языка, Speakout Upper-Intermediate (картинка увеличивается):

enlarge

Авторы предлагают обратить внимание на эти слова:


Eye-opening

Jelly

Hoot

Corridors

Unaccustomed

Marathon

Worn out

Donations


Выбор слов, откровенно говоря, сомнительный.

Во-первых, часть из них к уровню Upper-Intermediate должна быть известна - jelly, corridors, marathon (подробнее об уровнях).

Во-вторых, с учетом темы текста (благотворительность) эти слова совсем уж внезапные. Ну при чем тут jelly и hootJelly неплохо бы смотрелось в теме про еду, а hoot – в теме про транспорт.

В-третьих, другие слова – те, которые хорошие и полезные, опять-таки повисают в вакууме. В том смысле, что

  • eye-opening
  • unaccustomed

отлично иллюстрируют принципы построения новых слов. Почему бы в связи с этим не вспомнить похожие слова:


eye-opening

mind-blowing

ground-breaking



unaccustomed

unabridged

untouched

untreated

unspecified

unprepared


Вот хоть режьте меня, а я уверена в том, что от понимания общих принципов словообразования пользы больше, чем от изучения отдельных слов. Зная закономерности, можно до многого додуматься самому.

В общем, не стоит ждать милостей от учебника, наша задача – прийти и взять их у него))


Ложка меда

Кстати говоря, единственное, что мне нравится в подходе авторов учебника в этом конкретном тексте, это то, что они учат пользоваться контекстом. Все слова знать невозможно. Поэтому имеет смысл пользоваться контекстом и смекалкой с незнакомыми словами. Именно об этом - упражнение 2C:

 

Попробуйте догадаться о значении выделенных слов.


Вопросы в помощь:

- какая это часть речи?

- что в окружающем контексте помогает догадаться о смысле слова?

- какая часть слова вам знакома?

Все это - годные вопросы, которые тренируют умение пользоваться контекстом.


Ну и возвращаясь к недостаткам учебников и в четвертых, в любом тексте из учебника скрыто гораздо больше сокровищ, чем доступно на первый взгляд. Сокровища, о которых авторы учебников почему-то молчат, а я говорю неустанно – устойчивые выражения и словосочетания в английском языке. Именно они помогают КАЧЕСТВЕННО увеличить словарный запас, а не отдельные слова.

Подробнее о том, как найти эти сокровища, как выбирать новые выражения и как вести английский словарик, - здесь.


А вы как выбираете слова в текстах?

Какие другие недостатки учебников замечаете?

Оставьте комментарий, обсудим!

 

Автор: Дарья Масловская

Комментарии

comments powered by Disqus
faq грамматика лексика ошибки language acquisition теории методика находки средства обучения контекст writing семинары genre analysis reading текст уровень Beginner-Elementary современные технологии на уроке хиханьки DELTA будни ип one-to-one индивидуальный подход needs analysis репетиторы личное аудио collocations concordances уровень Intermediate учебники предлоги скайп книги на английском ученики реклама на английском связность текста functions клише игры на английском слова listening план урока бесплатные материалы видео модальные глаголы отрывки из фильмов произношение диктофон интонация уровень любой бесплатные уроки розыгрыш IELTS анализ текста уровень Pre-Intermediate speaking английский для путешествий отпускное словообразование занятия в группе песни на английском презентация коммуникативный подход словари уровень Upper-Intermediate spoken discourse гостевой пост специальное предложение лексический подход перевод уровень Pre-intermediate уровень Advanced честно и откровенно лучшие посты книги по методике объявления организационное видео с урока task-based learning вебинары разговорный клуб уровни тестирование уровень Upper-intermediate