Все лучшее - подписчикам! Скидки, закрытые посты и многое другое Подпишитесь и получите книгу "Продвинутый английский" бесплатно!
Вход / Регистрация

Не хочешь выпить шампуня?

Как так получается, что мы часто можем закончить фразу собеседника? А если не расслышали или упустили что-то в разговоре или в фильме, можем восстановить слова?

Или выполнять разнообразные задания типа “заполните пропуски”, которые так любят давать на экзаменах? Или давайте без экзаменов. Может, на странице журнала пятно, и какие-то слова стали нечитаемыми - мы ведь сможем их восстановить.

Как так?



Всё просто. Каждое слово имеет свое типичное окружение и свою сочетаемость, а у нас есть определенные знания об этом и ожидания:

[Не хочешь] выпить…
чаю / кофе / Кровавой Мэри / по рюмке / по бутылочке?

…но никак не

[Не хочешь] выпить...
бензина / шампуня / раствора / по колбе / по флакончику?

Да, можно:
  • случайно глотнуть шампуня
заметьте, даже глагол, скорее всего, понадобится другой! именно предлагать выпить шампуня мы вряд ли станем, если только не имеем в виду шампунь = шампанское)
  • в шутку предложить выпить раствора, если мы например, намешали чего-то такого, что кроме как раствором и не назовешь;
  • выпить по колбе, если мы работники лаборатории и больше пить у нас не из чего
- но все эти словосочетания будут НЕТИПИЧНЫМИ.

Есть похожие примеры про ожидаемое /  вероятное / типичное? Пишите примеры в комментариях.

Или вот, попробуйте восстановить пропущенные слова. Выберите столько подходящих ответов для каждого пропуска, сколько можно:

Храните деньги в сберегательной кассе», — советовал герой 1) __ фильма Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».легендарного;известного;культового;безудержного;бессмертного 1;2;3;5
Но в 2) ___ реалиях эта рекомендация 3) ___ свою актуальность. нынешних;современных;сегодняшних;российских;просторных1;2;3;4теряет;упускает;приобретает;находит;забывает1
Люди 4) ___ чаще пытаются сохранить или преумножить накопленное иными 5) ___,...всё;всегда;довольно;только;как1решениями;мерами;способами;путями;дорогами3;4
...что порой приводит их к финансовому 6) ___. Как уберечь свои средства от мошенничества и 7) ___ хотя бы при своих?краху;затмению;беспределу;землетрясению;концу1остаться;удержаться;оказаться;сохранить;накопить1


(Источник)
И давайте обсудим.
Где-то всего один возможный вариант:
  • теряет свою актуальность
  • всё чаще
  • остаться при своих
…а где-то - несколько:
  • в нынешних / современных / сегодняшних и т.д. реалиях
Это зависит от устойчивости словосочетаний.

Для каждого пропуска у нас есть определенные ожидания. Так, например, со словом “фильм” в этом контексте мы ожидаем увидеть прилагательные:
  • герой легендарного / известного / культового / бессмертного фильма Гайдая
И совсем не ожидаем увидеть (и, скорее всего, не увидим) эти прилагательные, потому что они совсем не сочетаются со словом “фильм”:
  • окружного фильма (окружной может быть, например, дорога)
  • безудержного фильма (а вот веселье может безудержным)
  • сочного фильма (это может быть каким-то авторским приемом, но обычно мы не описываем фильмы прилагательным “сочный”)
Слово “фильм” сочетается и с другими прилагательными, кроме тех, что выше, но помимо сочетаемости на нас накладывает ограничения контекст. В каком-то другом тексте и контексте можно было бы сказать:
  • цветного фильма
  • кассового фильма
  • отечественного фильма
  • любимого фильма
Но вот именно в этом контексте, при всей сочетаемости, - нет.


Итак, язык очень предсказуем. У слов есть типичная сочетаемость и свое типичное окружение, а у нас есть знания и ожидания об этом. Так всеми любимая грамматика нам здесь не помогает и ничего не объясняет.

Спокойно, никто не отнимает от нас возможность творческого использования языка, но в основе своей язык во многом регламентирован и устойчив. А языковое творчество во многом основано как раз на предсказуемости языка или, точнее, на знании этой предсказуемости, знании норм и правил и осознанном их нарушении.

Что думаете?

Автор: Дарья Масловская

Комментарии

comments powered by Disqus
faq грамматика лексика ошибки освоение языка методика находки средства обучения контекст writing семинары genre analysis reading текст уровень Beginner-Elementary современные технологии на уроке хиханьки DELTA будни ип one-to-one индивидуальный подход needs analysis репетиторы личное аудио collocations concordances уровень Intermediate учебники предлоги скайп книги на английском ученики реклама на английском связность текста functions клише игры на английском слова listening план урока бесплатные материалы видео модальные глаголы отрывки из фильмов произношение диктофон интонация уровень любой бесплатные уроки розыгрыш IELTS анализ текста уровень Pre-Intermediate speaking английский для путешествий отпускное словообразование занятия в группе песни на английском презентация коммуникативный подход словари уровень Upper-Intermediate spoken discourse гостевой пост специальное предложение лексический подход перевод уровень Pre-intermediate уровень Advanced честно и откровенно уровни лучшие посты книги по методике объявления организационное видео с урока task-based learning вебинары разговорный клуб уровень Upper-intermediate книга Stories Stories о языке Stories о методике