Все лучшее - подписчикам! Скидки, закрытые посты и многое другое Подпишитесь и получите книгу "Продвинутый английский" бесплатно!
Вход / Регистрация

Learning strategies. Стратегии обучения

стратегии обучения

Сегодня на арене в фокусе внимания - стратегии обучения (learning strategies). Какие стратегии обучения отличают успешного ученика от того, который учил-учил, но так и не выучил английский? Какие приемы помогают выучить язык максимально эффективно?

Раньше мы уже обсуждали условия успешного обучения (среди них мотивация, способности к языку, уровень интеллекта и личностные характеристики) и выяснили, что ни одно из них критично не влияет на результат. Кроме, разве что, наличия внутренней мотивации и несгибаемого намерения в духе Кастанеды))

Еще одно условие - использование эффективных стратегий изучения языка.


Learning strategies

Как видно из названия,  речь идет о learning strategies, не о teaching. То есть правильнее всего было бы назвать сегодняшний пост «Стратегии изучения языка», ибо learning – это те стратегии изучения языка, которыми пользуется ученик, хоть на уроке, хоть во время самостоятельной работы.

А если это звучит слегка напыщенно, можно назвать все это учебными привычками или - иначе - приемы учебной деятельности (упс, сорри, по-моему, получилось еще напыщеннее, чем было)))

Learning strategies довольно изменчивы. В процессе изучения языка все мы пробуем разные методы и приемы. Что-то работает, что-то нет; какие-то методы нам нравятся (например, положить учебник под подушку), какие-то утомляют (выполнение упражнений по грамматике). Другие стратегии изучения иностранного языка заставляют чувствовать себя некомфортно (говорить с ошибками), а с третьими мы чувствуем себя в безопасности (молчать, если точно не знаешь, что сказать).

Так со временем у каждого вырабатываются свои предпочтения и личные стратегии изучения языка. Ни одно из исследований, опубликованных на сегодняшний день, не может однозначно сказать, что одни learning strategies работают, а другие – нет.

Вот, например, Коля любит учить отдельные слова списками. Вся моя преподавательская сущность будет протестовать против такого метода: я считаю, что лексика английского языка представляет собой по большей части словосочетания, которые отрабатываются совсем другими способами. Но если метод заучивания слов списками работает для Коли, возможно, стоит оставить его (Колю) в покое.

Задача преподавателя - расслабиться и получать удовольствие)) А еще помочь своим ученикам понять, что работает в их конкретном случае. А способ только один – дать ученикам возможность попробовать весь арсенал методов и приемов работы.

Все стратегии обучения принято делить на несколько групп:

  • memory
  • cognitive
  • compensation
  • metacognitive
  • affective
  • social

…strategies

А теперь подробнее про эти стратегии обучения/изучения языка. Осторожно: далее в тексте будут встречаться термины))


Memory strategies

Все те приемы, которые помогают запоминать и хранить новое в памяти, а также при необходимости быстро оттуда извлекать. Сюда входят:

Создание мысленных связей - например, способ запоминания новых выражений в контексте.

Использование ассоциаций - картинок, изображений, звуков, ощущений.

Регулярное повторение - просматривание материала, составление новых примеров с выражениями или грамматическими конструкциями, развешивание нужных слов по квартире.

Подкрепление действием - например, подкрепление нового слова жестом или телодвижением – на этом, кстати, основан метод TPR – Total Physical Response.


Cognitive strategies

когнитивные стратегии

Когнитивные, мыслительные стратегии обучения, помогающие понять, интерпретировать и воспроизводить новые феномены в английском языке. Сюда входят:

Практика и повторение - например, повторение новой модели или конструкции, использование в новых контекстах; выполнение упражнений и заданий.

Анализ и сопоставление - анализ нового выражения: из каких слов/компонентов состоит, что чем можно заменить и как составить новые словосочетания по этой модели.

Структурирование знаний - свой способ записи заметок или сопровождение нового материала визуальными подсказками; создание презентаций, таблиц и графиков – все, что облегчает запись языкового материала для последующего использования и повторения.


Compensation strategies

Компенсаторные learning strategies, помогающие ученику общаться и выражать свои мысли на английском языке, несмотря на пробелы в языке и отсутствие каких-то знаний, конкретных слов и конструкций. Сюда входят:

Аккуратные, информированные догадки – например, использование неязыковых подсказок в контексте.

Преодоление языковых ограничений – когда нужное, но неизвестное слово ученик заменяет синонимом, перефразирует или объясняет другими способами (circumlocution).


Metacognitive strategies

Метакогнитивные стратегии, а именно контроль собственного прогресса обучения, его организация, планирование и оценка.

Постановка целей и задач - например, знать и уметь использовать 500 новых выражений через три месяца; сохранять спокойствие во время общения на английском и не покрываться холодным потом.

Отслеживание успехов по заранее определенным критериям – что значит «уметь использовать» новые слова; что значит «спокойствие». Я этого уже достиг? Как далеко я продвинулся в этом?


Affective strategies

аффективные стратегии

Аффективные стратегии (но не в смысле состояния аффекта, которое, как известно, является смягчающим обстоятельством))) - это способы контролировать и управлять своими эмоциями, отношением к языку и процессу обучения, мотивацией. Например:

Способы снизить волнение – включить музыку, пошутить.

Само-мотивация – выучил 10 новых словосочетаний – возьми с полки пирожок.

Способы справиться с негативными эмоциями - поделиться своими переживаниями с преподавателем или пожаловаться на препода одногруппникам.


Social strategies

Способы взаимодействия и стратегии общения. Например:

Задавать вопросы и просить пояснить, если чего-то не понял, а не молчать – I'm sorry, I don’t get it; Could you clarify?

Попросить более продвинутого юзера английского о помощи.

Развитие эмпатии и навыков межкультурной коммуникации и взаимопонимания


Успешный ученик отличается от неуспешного не только тем, что у одного есть эффективные работающие learning-стратегии, а у другого нет. Чаще всего дело в неумении выбрать нужный подход к:

  • конкретному заданию
  • аспекту языка (грамматика, лексика, произношение)
  • навыку (понимание на слух, чтение, письмо, устная речь)
  • ситуации (пропажа мотивации, усталость, стеснение и т.д.)


Составление индивидуальной программы

Преподавателю на заметку: разбор стратегий обучения – еще один шаг составления индивидуальной программы. Очень полезно понимать, как привык учиться ваш будущий ученик и с какими учебными привычками (или их отсутствием) придется иметь дело.

приемы учебной деятельности

Перед началом занятий с новым учеником и перед составлением индивидуальной программы имеет смысл узнать, как он привык учиться, а потом понаблюдать, насколько его приемы учебной деятельности эффективны.

Как? Если вы уже в процессе – конечно, методом наблюдения. А до начала курса – я обычно спрашиваю на первом собеседовании:

Ну, расскажите мне про ваши метакогнитивные стратегии и приемы учебной деятельности?

Ха, ну нет, конечно, ТАК я не говорю))) А вот так - вполне:

Какие методы запоминания новых слов вы используете (memory strategies)?

Как вы работаете с новой грамматикой? Как разбираетесь в новом материале? Как ведете записи (cognitive)?

Что вы делаете в разговоре, если не знаете нужного слова (compensation)?

Как вы поймете, что достигли своей цели? Как вы планируете свое обучение? Как и когда выполняете домашние задания (metacognitive)?

Что делаете, когда весь свет английский не мил (affective)?

Что вы делаете, если не поняли собеседника? Бывает ли вам нужна помощь? Что вы тогда делаете (social)?

Возможно, придется помочь придумать новые приемы и методы, прежде чем ученик, бедняжка, запишет себя в «необучаемые» и окончательно разочаруется в этом вашем английском))


А какие стратегии изучения английского и учебные привычки помогают вам?

Какие мешают?

Автор: Дарья Масловская

Комментарии

comments powered by Disqus
faq грамматика лексика ошибки language acquisition теории методика находки средства обучения контекст writing семинары genre analysis reading текст уровень Beginner-Elementary современные технологии на уроке хиханьки DELTA будни ип one-to-one индивидуальный подход needs analysis репетиторы личное аудио collocations concordances уровень Intermediate учебники предлоги скайп книги на английском ученики реклама на английском связность текста functions клише игры на английском слова listening план урока бесплатные материалы видео модальные глаголы отрывки из фильмов произношение диктофон интонация уровень любой бесплатные уроки розыгрыш IELTS анализ текста уровень Pre-Intermediate speaking английский для путешествий отпускное словообразование занятия в группе песни на английском презентация коммуникативный подход словари уровень Upper-Intermediate spoken discourse гостевой пост специальное предложение лексический подход перевод уровень Pre-intermediate уровень Advanced честно и откровенно лучшие посты книги по методике объявления организационное видео с урока task-based learning вебинары разговорный клуб уровни тестирование уровень Upper-intermediate