Все лучшее - подписчикам! Скидки, закрытые посты и многое другое Подпишитесь и получите книгу "Продвинутый английский" бесплатно!
Вход / Регистрация

Как прокачать учебник английского

как прокачать учебник английского

Гидравлическо-методический пост. Что, испугались?

Не стоит, право! Мы всего лишь посмотрим, как можно прокачать учебник английского, заметив и исправив недостатки учебника. А все ради того, чтобы причинить непоправимую пользу ученикам.))

В этом посте поговорим о левитации, коварстве преподавателей, лексическом подходе, сферических конях в вакууме и матрице (нет, не той, которая имеет всех).

Сколько можно нагнетать интригу?)) Качать-то будем?))



1 Коммуникативная ценность

Проблемы левитации касаются каждого!)))

Теперь серьезно. Вот communicative activity из English File 3 Edition, Pre-intermediate, Unit 6B, Teacher’s Book (картинка увеличивается):

enlarge

Проблема с этим заданием в том, что предложения повисают в воздухе. Левитируют. Это - коллекция грамматических примеров, искусственно собранных в одном месте и оторванных от контекста. В речи, в общении такого быть просто не может, потому что не может быть никогда.

Ну а коммуникативной эта activity называется по чистой случайности. Потому что в обычной жизни мы не занимаемся угадыванием реплик собеседника в таком виде. Потому что открыть рот и что-то изречь - это еще не коммьюникейшн. Даже если c собеседником по очереди рты открывать (Student A + Student B) - это тоже не коммьюникейшн)))

Однако, при всех недостатках, упражнение из учебника - неплохой starting point.

1 Выполнили задание, предложенное в учебнике: ученики в парах Student A - Student B заполняют пропуски и проверяют друг друга. Вспоминают will / won't для offers, decisions и promises.

Подумать и вспомнить - необходимый этап осознания (помним же этапы освоения навыка?). Но ни в коем случае не конечный.

With this in mind приступаем к преобразованиям.


2 Ученики прикидывают, в какой ситуации можно было бы услышать каждое из предложений. Например, тут:

  • Please, don’t worry, mum. I’ll text you when I get to Paris.

...скорее всего, ребенок собирается в дорогу, а беспокойная мама переживает, как дочка / сын доберется до места назначения.


А тут:

  • The doorbell is ringing. I’ll go and see who it is.

...возможно, парочка сидит дома, никого не трогает, как вдруг... Что будет дальше, сильно зависит от выбранного жанра: horror, comedy, love story, последняя сводка новостей с интригами, скандалами и расследованиями)))

Пока ученики представляют себе ситуации, мозг уже настраивается на нужную волну (а на методическом это называется activating schemata).


3 Ученики придумывают (логичное!) "обрамление" для каждого предложения. Реплику ДО и реплику ПОСЛЕ.

Важное условие - it has to make sense и использовать минимальное количество ходов, то есть реплик. А именно - каждый диалог будет состоять из 3 реплик, не более. Ни к чему плодить сущности. В этом упражнении учимся быть эффективными и экономными с языком. Есть время разбрасывать камни, и есть время их собирать. Есть время предаваться безудержной болтологии, быть красноречивыми и многословными, а есть время быть эффективными и прагматичными))


4 Дальше все же придется переформулировать то, что придумают ученики, красивым, естественным, разговорным идиоматичным английским. Придется потому, что, let's face it, на уровне Pre-intermediate ученики просто не владеют языком в достаточной мере и на том уровне, чтобы оформить мысль и правильно, и красиво одновременно.

Например, так (полистайте):


Вариация для слабых групп - вместо того, чтобы просить учеников придумать реплики, выдать им готовые и попросить подобрать реплики к предложениям из активити.

Needless to say, реплики и диалоги в целом мы стараемся составлять настолько логично и адекватно реальной ситуации общения, насколько возможно. То есть никаких сферических коней в вакууме))

У меня не все диалоги получились на 100% аутентичными. Этот, например, аутентичный на 99%:

  • A: What am I supposed to do here? I don’t have a clue.
  • B: I’ll help you with your English homework. I can see you’re having problems.
  • A: I am. This exercise doesn’t make any sense.


В реальной жизни Speaker B вряд ли бы сказал:

  • I’ll help you with your English homework.

Более естественным было бы сказать:

  • I'll help you
...потому что оба участника прекрасно видят, что на столе лежит учебник по английскому, и нет никакой необходимости уточнять:

  • Ill help you with your English homework.

Поэтому, можно, конечно, заморочиться, заняться дополнительными преобразованиями и довести 99 до 100%. Но не сегодня))


5 Танцуют все!)) То есть практикуемся! Уж как работать с диалогами, мы знаем!

На этом этапе совершенно точно не нужно вникать в грамматические дебри и объяснять все конструкции. Просто примем эти формулировки, как есть – например, в…

  • That must be pizza delivery

…не нужно усложнять, вводя правило про must for deductions.

Эффективнее воспринимать все новое в этом упражнении именно такими chunks. А оничто надо! Знатные chunks! Живенькие, прямо скажем))):

  • What am I supposed to do here?
  • don’t have a clue
  • doesn’t make any sense
  • Deal
  • Make sure you do
  • That must be pizza delivery

Прочитать подробно об этом плане урока и скачать его можно здесь.

vocab

2 Лексика в тексте

В юните 7А учебник вообще никак не предлагает поработать над лексикой из текста. Непорядок! Что ж, не стоит ждать милостей от учебника, наша задача - прийти и взять их у него!

enlarge

Но какие слова и выражения выбрать?

(Еще о том, как выбирать и записывать слова и выражения)

Мне в глаза бросились несколько классных словосочетаний с прилагательными. Их и взяла за основу. Вот процесс от начала до конца, а пошаговое описание - ниже.

1 После обсуждения текста прошу учеников закрыть учебники и вспомнить словосочетания с:

  • common ?
  • right ?
  • weak ?
  • controversial ?
  • brilliant ?
  • deep ?

Открыли учебники, проверили.


2 Коварно (вот оно, коварство и любовь!))) прошу закрыть учебники снова и дополнить словосочетания глаголами:

  • ? common interests
  • ? right impression
  • ? weak handshake
  • ? controversial subjects
  • ? brilliant tactic
  • ? deep interest in

Руководствуюсь здравым смыслом и чудесной мыслью из Teaching Collocation: collocations / chunks are usually larger than they appear at first. Практически любое словосочетание можно продлить, распространить. И далеко ходить не надо, все обычно уже есть в тексте.


3 Проверяем. Что-то пришлось заменить на более типичные выражения. (Помним, что учебник не истина в последней инстанции):

  • have common interests
  • make the right impression
  • have a weak handshake
  • avoid controversial subjects
  • work out a brilliant tactic
  • have a deep interest in


4 Добавляем еще по 2 существительных к каждому прилагательному. Все это - collocations, слова, которые часто употребляются вместе:

  • COMMON interests / mistake / sense
  • DEEP interest in / knowledge of / hole


5 Добавляем глаголы к каждому словосочетанию. И немедленно замечаем, что хотя common сочетается и с interests, и с mistake, глаголы у них будут разные (конечно же потому, что существительные решают!)

  • have common interests
  • make a common mistake
  • use commmon sense

Итог:

enlarge

Круто ведь?!)) Лексический подход нам строить и жить помогает!


3 Матрица

Я опять о своем "любимом" дурацком упражнении из English File)) Том самом, которое: Look at the Social English phrases. Who says them: Jenny, Rob or Daniel?

enlarge

Нет, ну правда, совершенно бестолковое задание! Даже с учетом следующего упражнения, где мы проверяем ответы, и придумываем эквиваленты на родном языке. Практики и толку, если следовать только учебнику, – ноль.

А ведь это упражнение в учебнике так просто улучшить, всего лишь посмотрев на эти фразы как на матрицу для новых выражений по образу и подобию.

WHAT A view!

WHAT A great view!

WHAT A tall building!

WHAT AN idiot!

WHAT A great idea!


What WOULD YOU LIKE TO visit?

What WOULD YOU LIKE TO do?

What WOULD YOU LIKE TO drink?

Where WOULD YOU LIKE TO go?

Where WOULD YOU LIKE TO sit?




WHAT IS THERE TO see?

WHAT IS THERE TO do?

WHAT IS THERE TO think about?


WE COULD go to the Globe Theater.

WE COULD go for a walk.

WE COULD stay at home.




WOULD YOU LIKE TO meet for lunch?

WOULD YOU LIKE TO meet for a drink?

WOULD YOU LIKE TO come over?


THAT'S REALLY nice OF YOU.

THAT'S REALLY kind OF YOU.

THAT'S REALLY mean OF YOU.

Видите, что это лексический подход в действии? Моя прррелесть)))

Мы не сотрясаем воздух правилами о том, что:

  • Вопросительное слово ставится перед вспомогательным глаголом, а вспомогательный глагол ставится перед подлежащим, и именно так образуется Where would you like to go?

Проще застрелиться. Мы просто принимаем эту матрицу (и другие!) как есть, без рационализаций, заполняем ее вариантами, и отрабатываем фразы.

enlarge

К этому моменту вы уже наверняка заметили, что и эти матричные фразы можно дальше прокачать, оформив их в более широкий контекст и добавив ответы к каждой. Заметили же?))


Вместо резюме

Примеры выше - не просто единичные случаи, применимые только к показанным упражнениям. Иначе бы я и не пачкала руки о гидравлическую установку))

На самом деле я хотела показать универсальные принципы, которыми можно руководствоваться для улучшайзинга адаптации учебников.

Ну и еще я хотела показать, что к учебникам можно и нужно относиться критически и замечать сомнительные задания. Nobody’s perfect!)))

Недостаток
учебника


Как прокачать учебник / упражнение

 




 
Нулевая
коммуникативная
ценность

  • добавляем коммуникативную ценность
  • обрамляем повисшие в воздухе примеры грамматики в контекст
  • смотрим, как они себя ведут в дискурсе
  • ведем осмысленный диалог

 




 
В тексте нет
работы
над лексикой

  • выбираем лексику (по внятному принципу!)
  • занимаемся словосочетаниями / collocations, chunks
  • "расширяем зону влияния", потому что chunks are larger than they appear

 




 
Не учитываются
sentences frames

  • выбираем полезные фразы из тех, где возможны вариации (не везде возможна замена!)
  • учимся видеть матрицу (Нео? Морфеус? Вы?)))) и заменяя слова, создавать бессчетное количество комбинаций

 




 


Коллеги (и ученики – ну а вдруг?), сделать серию постов про то, как прокачать учебник английского? С примерами, картинками и остальным прекрасным?)))

Тут же я только про 3 способа / принципа написала… иначе пост был бы просто бесконечным.

Писать еще?

Еще по теме:

Автор: Дарья Масловская

Комментарии

comments powered by Disqus
faq грамматика лексика ошибки освоение языка методика находки средства обучения контекст writing семинары genre analysis reading текст уровень Beginner-Elementary современные технологии на уроке хиханьки DELTA будни ип one-to-one индивидуальный подход needs analysis репетиторы личное аудио collocations concordances уровень Intermediate учебники предлоги скайп книги на английском ученики реклама на английском связность текста functions клише игры на английском слова listening план урока бесплатные материалы видео модальные глаголы отрывки из фильмов произношение диктофон интонация уровень любой бесплатные уроки розыгрыш IELTS анализ текста уровень Pre-Intermediate speaking английский для путешествий отпускное словообразование занятия в группе песни на английском презентация коммуникативный подход словари уровень Upper-Intermediate spoken discourse гостевой пост специальное предложение лексический подход перевод уровень Pre-intermediate уровень Advanced честно и откровенно уровни лучшие посты книги по методике объявления организационное видео с урока task-based learning вебинары разговорный клуб уровень Upper-intermediate книга Stories Stories о языке Stories о методике