Как научить стрекозу английскому?
И лампа не горит, и врут календари, и если ты давно хотела
что-то мне сказать, то говори... (с)
Помните, да, романс Сплина?
А вот я действительно давно хотела сказать и сейчас скажу!))
Про календари и сроки; про лампу, которая то горит, то не горит; про стрекозу и муравья; про опечаленного препода и разницу между «учить языку» и «учить учиться».
Надоело учить английский годами
Попалась на глаза очередная реклама курсов английского:
Понимаю, бьют по больному: у половины населения именно такая ситуация. И вы знаете, так, КАК они "учат" английский, они и БУДУТ учить его годами. Без вариантов. Потому что не занимаются, а фигней страдают. Порхают от репетитора к репетитору, с курсов одних на курсы другие. Я писала об этом пост "Да сколько можно учить этот английский?", не буду повторяться, просто прогуляйтесь сюда, почитайте. Жестко, но честно.
Учить язык
Меня же сейчас немного другое волнует. Если принять тот факт, что многие ученики приходят, чтобы через пару-тройку-шесть месяцев отвалиться (по обычным причинам: лень, финансы, нет времени и другие), получается интересный расклад.
Я каждый раз по умолчанию считаю, что человек настроен на нормальную работу. Мы начинаем заниматься. Я - преподаю, ученик - занимается, вместе - получается синергия. И это одна история: преподавать английский и строить занятия так, чтобы человек выучил (по-прежнему не люблю это слово) язык.
Учить учиться
А вот знай я заранее, что стрекозе хватит запала только на полгода, я совсем по-другому буду строить занятия. Вместо попыток научить ее английскому (и обеспечить себе неизбежную в этом случае фрустрацию от результатов своей работы), я покажу работающие стратегии изучения языка.
Я буду учить попрыгунью-стрекозу тому, как учиться (прекрасное learner autonomy)! Покажу:
- как работать с аудированием, учебными видео, фильмами
- как работать с лексикой
- как прокачивать произношение
- что такое вообще
язык (спойлер: язык это не грамматика, это collocations!)
...и много другого прекрасного покажу))) В короткие сроки, чтобы хоть какую-то пользу стрекоза от меня получила.
Стрекоза в свободном полете
Эти принципы, стратегии и приемчики стрекозка потом сможет использовать самостоятельно, когда вернется в естественную среду обитания.
[это же дитя природы))) Неудивительно, что ей хочется быть в свободном полете]
Потому что (с точки зрения ученика) - преподаватели приходят и уходят, а английский все равно будет зудеть в одном месте, и все равно придется им заниматься, пускай и самостоятельно. Самостоятельно придется:
- ориентироваться в сайтах и приложениях, разработанных в помощь изучающим английский
- подбирать себе обучающие материалы (упражнения, учебники, аудио, видео и т.д)
- продумывать программу обучения
- прокачивать словарный запас, грамматику и произношение
- работать над развитием навыков (listening, reading, speaking, writing)
- находить возможности потренировать то новое, что он выучит
и так далее.
Так пусть дитя природы хотя бы понимает, по каким принципам тут все работает. Чтобы не страдало бесполезной ерундой, и крылышки не обтрепались раньше времени от беспорядочного махания.
Как было бы прекрасно, если бы ученик приходил и говорил: "Вы знаете, меня хватит примерно на 3 месяца". А я ему такая: "Не вопрос, Иннокентий, за эти 3 месяца я вам покажу 25 полезных стратегий работы с лексикой, аудированием и произношением". И вот у меня уже достижимая цель, соответствующий настрой и ноль фрустраций от невыполненной задачи (а как научить языку за те короткие месяцы, что лампа все-таки горит?).
Если я знаю from the outset, что моя
задача – научить не языку, а стратегиям и, собственно, умению учиться, работать становится намного понятнее.
Муравей
Вышесказанное совершенно не означает, что муравьев я учу только языку; что их я обделила сокровенным знанием о том, как работать с лексикой, аудированием, текстами и произношением; что в них я не взращиваю самостоятельность и независимость от преподавателя.
Трудолюбивый муравей узнает от меня все тоже самое! Разница
только в том, в этом случае нет спешки показать ученику все техники за короткое
время и впихнуть невпихуемое)) Мы учимся языку и параллельно учимся учиться. Тому, что называется learner autonomy.
Пока что мне не понятно, что с этим делать. Как пел (опять-таки!) Сплин, выхода нет. Или? Что скажете?
Есть ли смысл в этом разделении «научить языку» VS «научить учиться»? Чему вы больше уделяете внимания? В чем видите свою задачу?
Как не отказывать попрыгунчикам-стрекозам, но при этом избежать фрустрации? Как узнать стрекоз с первого собеседования?
Автор: Дарья Масловская
Поделитесь с друзьями!
Подпишитесь на новые посты блога!