Все лучшее - подписчикам! Скидки, закрытые посты и многое другое Подпишитесь и получите книгу "Продвинутый английский" бесплатно!
Вход / Регистрация

Как делить поток речи на смысловые фрагменты

поток речи

Поток речи не может литься безостановочно. Нужно его немного разбивать. Чтобы набрать воздуха или сформулировать следующую мысль. Правда, где попало делать это не стоит.

Если делать паузы, где придется, слушатель будет вынужден прикладывать дополнительные усилия, чтобы нас понять. Можно сказать: «Ну, это проблема слушателя!» А вот и нет.

Наверняка вы бывали в ситуации, где собеседник плохо говорит на языке, либо очень долго соображает и подбирает слова. Сначала вы пытаетесь понять, напрягаетесь, но… Через какое-то время сдаетесь и просто выключаетесь. Свет не горит, дома никого нет.

Так что проблемы слушателя, которые создали ему вы, теперь и ваши проблемы))

В этом посте поговорим о разбивке речи на смысловые фрагменты, а также о потоках, порогах и паузах. Также я предложу несколько упражнений и идей, как над этим можно работать на уроке английского.


Потоки и пороги

Прочитайте предложение ниже. Я специально уберу пунктуацию и заглавные буквы, а вы мысленно делайте паузы в конце каждой строчки:

  • what
  • happened was I
  • overslept one
  • thing led
  • to another I
  • missed the
  • train and then had
  • to call a
  • taxi

Даже на письме трудно ухватить смысл! И в устной речи так же, даже сложнее, так как нельзя вернуться назад, перечитать обрывки и попытаться извлечь хоть какой-то смысл. И вместо потока на реке образуются пороги, которые слушателю придется преодолевать, не щадя байдарки и вёсел)) Ну или выключать свет и делать вид, что дома никого нет.

А так зато правильно и понятно:

  • what happened was
  • I overslept
  • one thing led to another
  • I missed the train
  • and then had to call a taxi

Конечно, в первом примере я довела ситуацию до абсурда. Вряд ли кто-то, даже самый некомпетентный пользователь языка, станет НАСТОЛЬКО хаотично разбивать поток речи (хотя….). Но на самом деле, чтобы осложнить жизнь собеседнику, достаточно и нескольких таких пауз в странных местах.


Поток речи, смысловые фрагменты и паузы

Итак, при всей своей беглости и стремительности поток речи делится на смысловые фрагменты. По-другому их еще называют тоновые группы, tone units или tone groups. Это единицы высказывания с неким относительно законченным смыслом. Чаще всего смысловые фрагменты включают в себя несколько слов – словосочетание или часть предложения.

На границе этих фрагментов мы делаем паузу, в том числе, чтобы набрать воздуха и немного собраться с мыслями. Если делать паузы не МЕЖДУ смысловыми группами, а где придется, собеседнику будет сложно нас понимать.

А значит, хорошо бы уделять этой особенности произношения внимание на уроках.


Упражнения на разбивку потока речи

Упражнение 1

"Сумасшедшая разбивка"

Одно из заданий, которое можно использовать на уроках английского, это та самая первая сумасшедшая разбивка. Можно взять любой текст или отрывок, хаотично поделить его на фрагменты и записать без знаков пунктуации и заглавных букв. Одна строчка один фрагмент. Например:

  • Bob and I get
  • along pretty
  • well he keeps the
  • place really clean and
  • neat the only thing
  • is he loves
  • to party he's always inviting
  • friends over and they sit
  • around and talk really
  • loudly until it's
  • very late

Дальше можно попросить учеников найти смысловые фрагменты и переписать текст с правильной разбивкой.

  • Bob and I get along pretty well
  • he keeps the place really clean and neat
  • the only thing is
  • he loves to party
  • he's always inviting friends over
  • and they sit around
  • and talk really loudly
  • until it's very late

Дальше можно расставить фразовое ударение в каждом из фрагментов:

  • get ALONG pretty WELL

...и озвучить то, что получилось.


Упражнение 2

Подумать и послушать

Можно и не устраивать вакханалию. Как вариант, можно выдать ученикам текст или скрипт аудио и попросить найти и отметить в нем смысловые фрагменты. Хорошо, если текст еще и озвучен на аудио. Дальше ученики размечают в тексте/скрипте смысловые группы - либо самостоятельно (это задание на «подумать» и потом проверить), либо во время прослушивания аудио (а это задание на «послушать»). Полистайте:


Знаки препинания и заглавные буквы лучше опять убрать – и это будет наше единственное невинное вмешательство в текст.

Подробнее о процедуре такого разбора текста, а также о том, как эту работу можно совместить с техникой shadowing, здесь.


Упражнение 3

Словосочетания

Другой способ – уделять больше внимания collocations и chunks, а не отдельным словам. Тогда можно почти не задумываться, как разбивать поток речи, потому что границы фрагментов будут на границе chunks.

[И это одна из причин полюбить словосочетания, амигос. О шести других я буду рассказывать на вебинаре 'Words, collocations, chunks' в воскресенье, 11 ноября. Кто пропустил анонс, загляните сюда.]

Так вот, про словосочетания и chunks. По-хорошему, это должна быть последовательная работа над лексикой. Не на один урок и не quick fix за одно упражнение. Но и отчаиваться рано. Ту же идею словосочетаний можно использовать и в конкретных заданиях.

Можно, например, любым способом привлечь внимание к словосочетаниям (возьму историю, которые мы уже обсуждали выше):

  • get along pretty well
  • keeps the place really clean
  • the only thing is
  • loves to party
  • invites friends over
  • sit around
  • talk loudly
  • until it’s late

Как привлечь внимание к этим словосочетаниям? Например, грамотно сформулировав вопросы на понимание (listening comprehension):

  • How does the speaker describe his relationship with his flatmate?
    • they get along pretty well
  • What does he like about Bob?
    • he keeps the place really clean and neat
  • What does the speaker hate about Bob?
    • he loves to party and invites friends over
  • How does the speaker introduce the problem?
    • the only thing is…

и так далее.

Внимание к словосочетаниям привлекли, теперь можно размечать паузы между смысловыми группами в тексте / скрипте

Bob and I get along pretty well | he keeps the place really clean and neat | the only thing is | he loves to party | he's always inviting friends over | and they sit around | and talk really loudly | until it's very late

...и тренироваться озвучивать историю.

Можно привлечь внимание к collocations и по-другому - выдать ученикам эти словосочетания на отдельных карточках, попросить послушать аудио и упорядочить выражения:

Можно добавить пару лишних словосочетаний, которые не были упомянуты в истории, тогда задание слегка усложняется – нужно не только упорядочить фразы, но и избавиться от ненужных.

В общем, способов много, творите))


Какие еще мысли? Как работать с учениками над смысловыми фрагментами и нормальной разбивкой потока речи?

И насколько это важно? Или, может, есть проблемы и посерьезнее?

Автор: Дарья Масловская

Комментарии

comments powered by Disqus
faq грамматика лексика ошибки освоение языка методика находки средства обучения контекст writing семинары genre analysis reading текст уровень Beginner-Elementary современные технологии на уроке хиханьки DELTA будни ип one-to-one индивидуальный подход needs analysis репетиторы личное аудио collocations concordances уровень Intermediate учебники предлоги скайп книги на английском ученики реклама на английском связность текста functions клише игры на английском слова listening план урока бесплатные материалы видео модальные глаголы отрывки из фильмов произношение диктофон интонация уровень любой бесплатные уроки розыгрыш IELTS анализ текста уровень Pre-Intermediate speaking английский для путешествий отпускное словообразование занятия в группе песни на английском презентация коммуникативный подход словари уровень Upper-Intermediate spoken discourse гостевой пост специальное предложение лексический подход перевод уровень Pre-intermediate уровень Advanced честно и откровенно уровни лучшие посты книги по методике объявления организационное видео с урока task-based learning вебинары разговорный клуб уровень Upper-intermediate книга Stories Stories о языке Stories о методике