Как делить поток речи на смысловые фрагменты
Наверняка вы бывали в ситуации, где собеседник плохо говорит на языке, либо очень долго соображает и подбирает слова. Сначала вы пытаетесь понять, напрягаетесь, но… Через какое-то время сдаетесь и просто выключаетесь. Свет не горит, дома никого нет.
Так что проблемы слушателя, которые создали ему вы, теперь и ваши проблемы))
В этом посте поговорим о разбивке речи на смысловые фрагменты, а также о потоках, порогах и паузах. Также я предложу несколько упражнений и идей, как над этим можно работать на уроке английского.
Потоки и пороги
Прочитайте предложение ниже. Я специально уберу пунктуацию и заглавные буквы, а вы мысленно делайте паузы в конце каждой строчки:
- what
- happened was I
- overslept one
- thing led
- to another I
- missed the
- train and then had
- to call a
- taxi
Даже на письме трудно ухватить смысл! И в устной речи так
же, даже сложнее, так как нельзя вернуться назад, перечитать обрывки и
попытаться извлечь хоть какой-то смысл. И вместо потока на реке образуются пороги,
которые слушателю придется преодолевать, не щадя байдарки и вёсел)) Ну или выключать свет и делать вид, что дома никого нет.
А так зато правильно и понятно:
- what happened was
- I overslept
- one thing led to another
- I missed the train
- and then had to call a taxi
Конечно, в первом примере я довела ситуацию до абсурда. Вряд ли кто-то, даже самый некомпетентный пользователь языка, станет НАСТОЛЬКО хаотично разбивать поток речи (хотя….). Но на самом деле, чтобы осложнить жизнь собеседнику, достаточно и нескольких таких пауз в странных местах.
Поток речи, смысловые фрагменты и паузы
Итак, при всей своей беглости и стремительности поток речи делится на смысловые фрагменты. По-другому их еще называют тоновые группы, tone units или tone groups. Это единицы высказывания с неким относительно законченным смыслом. Чаще всего смысловые фрагменты включают в себя несколько слов – словосочетание или часть предложения.
На границе этих фрагментов мы делаем паузу, в том числе, чтобы набрать воздуха и немного собраться с мыслями. Если делать паузы не МЕЖДУ смысловыми группами, а где придется, собеседнику будет сложно нас понимать.
А значит, хорошо бы уделять этой особенности произношения внимание на уроках.
Упражнения на разбивку потока речи
Упражнение 1
"Сумасшедшая разбивка"
Одно из заданий, которое можно использовать на уроках английского, это та самая первая сумасшедшая разбивка. Можно взять любой текст или отрывок, хаотично поделить его на фрагменты и записать без знаков пунктуации и заглавных букв. Одна строчка – один фрагмент. Например:
- Bob and I get
- along pretty
- well he keeps the
- place really clean and
- neat the only thing
- is he loves
- to party he's always inviting
- friends over and they sit
- around and talk really
- loudly until it's
- very late
Дальше можно попросить учеников найти смысловые фрагменты и переписать текст с правильной разбивкой.
- Bob and I get along pretty well
- he keeps the place really clean and neat
- the only thing is
- he loves to party
- he's always inviting friends over
- and they sit around
- and talk really loudly
- until it's very late
Дальше можно расставить фразовое ударение в каждом из фрагментов:
- get ALONG pretty WELL
...и озвучить то, что получилось.
Упражнение 2
Подумать и послушать
Можно и не устраивать вакханалию. Как вариант, можно выдать
ученикам текст или скрипт аудио и попросить найти и отметить в нем смысловые
фрагменты. Хорошо, если текст еще и озвучен на аудио. Дальше ученики размечают в
тексте/скрипте смысловые группы - либо самостоятельно (это задание на «подумать» и потом проверить),
либо во время прослушивания аудио (а это задание на «послушать»). Полистайте:
Знаки препинания и заглавные буквы лучше опять убрать – и это будет наше единственное невинное вмешательство в текст.
Подробнее о процедуре такого разбора текста, а также о том, как эту работу можно совместить с техникой shadowing, здесь.
Упражнение 3
Словосочетания
Другой способ – уделять больше внимания collocations и chunks, а не отдельным словам. Тогда можно почти не задумываться, как разбивать поток речи, потому что границы фрагментов будут на границе chunks.
[И это одна из причин полюбить словосочетания, амигос. О шести других я буду рассказывать на вебинаре 'Words, collocations, chunks' в воскресенье, 11 ноября. Кто пропустил анонс, загляните сюда.]
Так вот, про словосочетания и chunks. По-хорошему, это должна быть последовательная работа над лексикой. Не на один урок и не quick fix за одно упражнение. Но и отчаиваться рано. Ту же идею словосочетаний можно использовать и в конкретных заданиях.
Можно, например, любым способом привлечь внимание к словосочетаниям (возьму историю, которые мы уже обсуждали выше):
- get along pretty well
- keeps the place really clean
- the only thing is
- loves to party
- invites friends over
- sit around
- talk loudly
- until it’s late
Как привлечь внимание к этим словосочетаниям? Например, грамотно сформулировав вопросы на понимание (listening comprehension):
- How does the speaker describe his relationship with his flatmate?
- they get along pretty well
- What does he like about Bob?
- he keeps the place really clean and neat
- What does the speaker hate about Bob?
- he loves to party and invites friends over
- How does the speaker introduce the problem?
- the only thing is…
и так далее.
Внимание к словосочетаниям привлекли, теперь можно размечать паузы между смысловыми группами в тексте / скрипте
Bob and I get along pretty well | he keeps the place really clean and neat | the only thing is | he loves to party | he's always inviting friends over | and they sit around | and talk really loudly | until it's very late
...и тренироваться озвучивать историю.
Можно привлечь внимание к collocations и по-другому - выдать ученикам эти словосочетания на отдельных карточках, попросить послушать аудио и упорядочить выражения:
Можно добавить пару лишних словосочетаний, которые не были упомянуты в истории, тогда задание слегка усложняется – нужно не только упорядочить фразы, но и избавиться от ненужных.
В общем, способов много, творите))
Какие еще мысли? Как работать с учениками над смысловыми фрагментами и нормальной разбивкой потока речи?
И насколько это важно? Или, может, есть проблемы и посерьезнее?
Автор: Дарья Масловская
Поделитесь с друзьями!
Подпишитесь на новые посты блога!