Все лучшее - подписчикам! Скидки, закрытые посты и многое другое Подпишитесь и получите книгу "Продвинутый английский" бесплатно!
Вход / Регистрация

Как читать длинные статьи на уроке

как читать длинные статьи

Тексты для чтения в учебниках обычно довольно короткие, максимум страница. Оно и понятно, некогда нам тут рассиживаться, цигель-цигель, ай-лю-лю))

Но что, если душа просит хардкора? Не Улисса Джойса, конечно, но вот статейку страниц на 10 вполне можно почитать. Но тут дилемма: либо отдать статью целиком на домашнее задание (но тогда мы теряем кучу возможностей поработать над навыками чтения, теряем весь этап before-reading), либо читать статью на уроке (но это 10 страниц, окститесь!).

Что делать? Как читать длинные статьи на уроках английского?


Как читать длинные статьи

На самом деле можно найти компромисс. Если очень хочется провести этап before reading и при этом задействовать статью (а не только, скажем, сделать догадки о содержании на основе одной только обложки / заголовка), можно использовать статью выборочно.

Я сейчас сначала расскажу, как мы читали эту статью на уроке и какие задания делали с учениками, а потом объясню стоящую за этим методику.

Это статья из научно-популярного журнала New Scientist.

Статья о том, что само понятие «я» может быть иллюзией. Мы взяли ее в дополнение к юниту Culture and Identity в учебнике Outcomes Advanced. То есть, вся наша identity под вопросом))

Начали с обложки – картинка и заголовок. О чем, вероятно, эта статья? Обсудили.


Вступление

Организация текста

Дальше я взяла вступление к статье и разбила его на фрагменты – предложения (если короткие) и части предложения (если сложные). Указала начало предложений. И всё. Дальше ученикам нужно восстановить вступление – учитывая логику, организацию и связность текста.

Следующий, и на самом деле более важный, этап – обосновываем, почему именно так, а не иначе. Почему именно это предложение следует за предыдущим; почему в том или ином месте именно этот clause или фраза; почему текст развивается именно таким образом, а не по-другому (см.ниже). Смотрим на связи между предложениями, внутри предложений и между абзацами.

Ну, например:

As you wake up each morning, || hazy and disoriented

‘hazy and disoriented’ мы ставим именно сюда, потому что это описание того, как мы себя чувствуем, когда просыпаемся

As wakefulness grows, || so does your sense of having a past, || a personality and motivations
‘As wakefulness grows’ -  как раз тот случай, где мы ищем связи между абзацами. Сначала ‘wake up each morning’, потом по логике развития событий ‘as wakefulness grows’.
‘so does you’re your sense…’ относится к ‘as wakefulness grows’, нам в этом помогает вспомогательный глагол does

'your sense of having a past, a personality and motivations - ‘a personality and motivations’ ставим именно сюда потому, что здесь есть перечисление ‘a past, a personality and motivations’ + все три относятся к ‘having’ (словосочетания have a past, have a personality, have motivation’)

На самом деле, это не такое уж сложное задание, если понимать, что тексты и предложения в них всегда организованы очень четко и логично. Ну а если мы пока этого не понимаем, такие задания помогают развивать нужные навыки.


Вступление

Особенности жанра

Мы все еще работаем со вступлением, stay with me. Помимо организации текста здесь же мы под шумок поработали над жанром. Вступление к статье – это часть статьи. И уже здесь можно заметить некие особенности жанра.

Вступление строится по определенным правилам, так же как и сама статья. Тут, например, все начинается с чего-то простого, something we can all relate to – утро, пробуждение. “As you wake up each morning…” И только потом автор подводит к теме статьи и науке. “This intuitive sense of self is an effortless and fundamental human experience. But it is nothing more than…” И когда мы уже заинтригованы, дает решение: “over the next 10 pages, discover…”

Нельзя было бы начать вступление сразу с занудства, со сложной науки. Это бы отпугнуло читателя – учитываем, что это не сугубо научный журнал, а, скорее, научпоп.

Это понимание помогло нам в предыдущем задании разобраться, где начало, где продолжение и где конец вступления.


Содержание

Подзаголовки и резюме

Дальше все же пройдем по содержанию, но опять-таки, времени читать 10 страниц на уроке у нас нет.

Прошу учеников подумать, какие вопросы типа заглавного 'Who are you?' интересуют человечество. Придумали:

  • What are you?
  • Where are you?
  • When are you?
  • Why areyou?

Проверяем – и о, чудо! – статья действительно исследует все эти вопросы.

Дальше мы берем подзаголовки и одно предложение после (которое дают очень краткую выжимку каждой части статьи), откуда я предварительно убрала самую соль, и думаем, что здесь может быть за слово.



Мы уже понимаем, что статья построена на развенчивании наших представлений, поэтому догадаться не так-то сложно. Например:

What are you? Our intuitive beliefs about ourselves are easily __

Ну что можно сделать с beliefs в контексте подобной статьи?
  • are easily shattered, demolished или что-то подобное

Эти догадки основаны на знании типичных словосочетаний и контексте.


When are you? You are being tricked into thinking you live in the __

Можно, конечно, live in a house / flat, но в контексте ‘When are you?’ речь, скорее, о времени. Ну а дальше – дело здравого смысла. Мы все думаем, что живем в настоящем.
  • live in the present

На этом отпускаю всех с миром. Урок закончен. Домашка – прочитать уже всю статью. Нормально, вдумчиво.


Основные мысли

Сцена вторая. Те же, там же))

Мне по-прежнему не хочется портить эту статью какими-нибудь True / False. Меня по-прежнему в первую очередь интересует жанр. В каком смысле? В смысле – думаем дальше. Что мы делаем с подобными текстами в обычной жизни после того, как прочли их?

Ну, например, кратко формулируем для себя основные мысли. Некоторые даже конспекты пишут. Как бы там ни было, мы либо хотим обозначить для себя takeaways, либо кратко пересказываем статью друзьям в духе «прикинь, статью тут на днях прочитала, там говорится, что…». И то, и другое упирается в основные мысли.

Поэтому следующим этапом мы берем те самые предложения перед каждой частью большой статьи, что идут вместе с подзаголовками. Если помните, они очень кратко резюмируют каждую часть статьи. Но не столько объясняют главную мысль, сколько интригуют читателя. Теперь добавляем к каждому еще одно, максимум два предложения, чтобы немного прояснить или распространить мысль.

Тут тоже важная мысль про жанры. Где искать самую важную информацию? Выводы? Чаще всего в конце каждой части. Туда и идем. Но помним, что этот лайфхак подходит только тем, кто прочитал всю статью. Без основной части вывод в конце будет непонятен.

Вот что у нас получилось:

enlarge


Методика

Отталкиваемся от жанра

Конечно, если бы это была статья другого рода из другого журнала, например, советы по организации пространства из журнала по домоводству, я бы приготовила совсем другие задания, и статью бы мы читали по-другому.

В любом случае, отталкиваемся мы от жанра и конкретной статьи. А дальше задаем себе вопросы:

  • зачем бы я стала читать такую статью в обычной жизни? Ответ «низачем» не принимается)) Хотя вы знаете, даже с таким ответом можно работать.
  • как бы я стала ее читать?
  • какие особенности жанра стоит поисследовать? Какие трудности могут возникнуть у учеников при чтении текстов этого жанра?

Ответы на эти вопросы и определяют задания к статье и вид чтения. С этой статьей получилось так:

  • Зачем бы я стала читать такую статью?

Ну во-первых, сразу бы я ничего читать не стала. Сначала нужно понять, стоит ли мне вообще тратить время и читать эту статью. Все-таки 10 страниц!

И вот уже вырисовываются задания и способ чтения.

  • Как бы я стала читать эту статью?

Сначала я смотрю на обложку, на заголовок, читаю подзаголовки, смотрю на картинки / фото к статье, читаю вступление – всё ради того, чтобы понять, оно мне вообще надо?

После чтения я бы сформулировала для себя основные мысли, так называемые takeaways. Это пригодится мне и для себя, и для последующего обсуждения.

  • Какие особенности жанра стоит поисследовать?

Помимо прочего, это могут быть:

  • типичная организация научно-популярной статьи
  • расположение и функции каждого элемента (например, вступление – в начале – заинтересовать)
  • логика развития текста и связность
  • специфичная лексика


Думаю, не стоит отказываться от длинных статей, потому что любой long read поддается очумелым ручкам препода.


Читаете длинные статьи? На уроке или задаете на дом? Какие у вас есть лайфхаки по чтению длинных текстов?


Еще по теме:

  • Как пересказывать тексты 1  и 2

Автор: Дарья Масловская

Комментарии

comments powered by Disqus
faq грамматика лексика ошибки освоение языка методика находки средства обучения контекст writing семинары genre analysis reading текст уровень Beginner-Elementary современные технологии на уроке хиханьки DELTA будни ип one-to-one индивидуальный подход needs analysis репетиторы личное аудио collocations concordances уровень Intermediate учебники предлоги скайп книги на английском ученики реклама на английском связность текста functions клише игры на английском слова listening план урока бесплатные материалы видео модальные глаголы отрывки из фильмов произношение диктофон интонация уровень любой бесплатные уроки розыгрыш IELTS анализ текста уровень Pre-Intermediate speaking английский для путешествий отпускное словообразование занятия в группе песни на английском презентация коммуникативный подход словари уровень Upper-Intermediate spoken discourse гостевой пост специальное предложение лексический подход перевод уровень Pre-intermediate уровень Advanced честно и откровенно уровни лучшие посты книги по методике объявления организационное видео с урока task-based learning вебинары разговорный клуб уровень Upper-intermediate книга Stories Stories о языке Stories о методике