Все лучшее - подписчикам! Скидки, закрытые посты и многое другое Подпишитесь и получите книгу "Продвинутый английский" бесплатно!
Вход / Регистрация

Жанры текста

жанры текста

Если при фразе «жанры текста» вы вспоминаете уроки русского языка и литературы… То, вообще-то, правильно делаете)) Но… Жанры бывают не только литературные. Сонеты, романы, рассказы… И даже не только музыкальные. Рок, блюз, попса

Жанры повсюду и в обычной жизни. Новости в газете, объявление о вакансии, памятка пассажиру в метро, квартальный отчет на работе, меню в ресторане, куда мы зашли после рабочего дня.

Все это тексты разных жанров. И вы точно не спутаете один с другим. Какой толк от этого знания?

Как минимум, знание жанров экономит наше время. Как максимум -  с помощью жанров можно виртуозно манипулировать восприятием человека.

Так как же знание жанров помогает экономить время? И как стать великим манипулятором?


Примеры разных жанров

Вот, например, тексты совершенно разных жанров. При этом все они на одну тему – путешествия. Более того, все они об Австралии.

Для чистоты эксперимента я убрала сопутствующий контекст и оставила только чистый текст. И даже в таком виде понятно, откуда он взят. Ведь у каждого жанра - свой формат, своя характерная лексика и даже грамматика.

Правда же, все эти жанры текста легко узнаваемы? И перепутать их невозможно. Если в качестве мысленного эксперимента перемешать их:

enlarge

- получится полный абсурд.

А вот уже тексты разных жанров полностью – с контекстом и определенной структурой. Если сомнения в принадлежности к жанру оставались, то теперь точно нет. Полистайте и убедитесь!

enlargeenlargeenlarge


Жанры текста по порядку:

  1. Туристическая брошюра
  2. Статья о стране из Вики
  3. Открытка из отпуска
  4. Официальные советы отдыхающим
  5. Инструкция посольства, как подавать документы на визу
  6. Тревел блог
  7. Академическая статья о влиянии туризма на местное сообщество
  8. Реклама туристического направления
  9. Иммиграционная карточка, которую заполняют в самолете


Какая польза от знания жанров?

Во-первых, конечно, знание жанров экономит кучу времени. Когда мы что-то ищем, например, компанию для установки пластиковых окон, чтобы сразу позвонить и все узнать, достаточно одного быстрого взгляда на текст. И по его формату уже понятно, это ли мы искали? Сравните.

Во-вторых, понимание формата и структуры разных жанров помогает быстро ориентироваться в тексте. Если мне нужно узнать часы работы музея, я не буду читать весь текст. Я же знаю, что подобная информация обычно печатается внизу или в отдельном от текста блоке.

жанр туристический буклет

В-третьих, знание особенностей жанра экономит время и при чтении. Если уж мы решили, что читать все же надо)) Так, зная, что все инструкции к девайсам пишутся по одной схеме (connect this, disconnect that, make sure it’s plugged in), можно эту часть и пропустить.

жанр инструкция

Или в описаниях продуктов – смело можно игнорировать прилагательные и эпитеты, ибо их основная цель – расхвалить и продать продукт.

жанр реклама

В-четвертых, понимание жанров убережет нас от манипуляций (см.ниже). Ну или научит нас манипулировать окружающими)))

Ну и в-пятых, знание форматов разных текстов помогает и нам самим быстро и без мучений писать любые опусы. От резюме до объявления о продаже слона на ebay))

А за счет чего тексты разных жанров так легко определить и узнать?


Особенности жанра

Организация текста

У каждого жанра своя устоявшаяся структура и особенности композиции. Это могут быть:

  • абзацы (как у академических статей)
  • разбивка на блоки (как у туристической брошюры)
  • текст с контактной информацией (как у объявлений)
  • сопровождение текста картинками (тревел блог), схемами

и так далее.

По одной только организации текста можно понять, что за жанр перед нами. И это очень полезно в плане экономии времени. Достаточно одного взгляда и все понятно. Это то, что я искал? Стоит ли вообще тратить время на чтение этого текста?


Характерная лексика

Помимо композиции, особенности жанра видны и в лексике. Разные жанры текста используют разную лексику.

В академической статье, например, используется академическая же лексика и специфические термины (impact, growth in adventure tourism, erosion, deforestation, etc.)

жанр академическая статья

В рекламе и туристической брошюре – много прилагательных и эпитетов (lush, sparkling azure waters, mystical stories, endless sand beaches, etc.), игры слов и других приемов, свойственных рекламным текстам.

В энциклопедической статье – много географических терминов (mainland, continent, islands, north-east, etc.) и цифр (world’s sixth-largest country).

жанр статья из энциклопедии


Характерная грамматика

Это вы уже, наверное, заметили. Да, действительно, особенности жанра проявляются и в использовании определенных грамматических конструкций.

В тревел блоге, например, используется много прошедшего времени и личных местоимений:

жанр тревел блог грамматика

В открытке из отпуска – короткие предложения, часто – неполные с точки зрения грамматики.

жанр открытка

В тексте о подаче на визу с сайта посольства – много повелительных предложений и модальных глаголов.

В академической статье – сложные предложения с большим количеством слов-связок и вводных слов.


Узнаваемость жанров

Для большей эффективности жанры текста должны быть узнаваемыми с первого взгляда. Например, я ищу работу и просматриваю газету с объявлениями. Значит, такой текст сразу привлечет мое внимание – именно благодаря соответствию формату (условностям жанра):

жанр объявление о вакансии


Маскировка и манипуляции

Удивительно, но прием «сделай все наоборот» тоже работает, и с не меньшей эффективностью. Часто один жанр маскируется под другой именно с целью заставить читателя обратить внимание на текст. И да, это манипуляция.

Так, например, реклама маскируется под журналистскую статью. Ведь статьям больше доверия! И читают их больше людей, чем рекламу.

Если бы не скромное «promotion» в верхнем углу, была бы полная иллюзия обычной статьи. Ведь в остальном эта реклама полностью повторяет условности жанра статьи – заголовок, подзаголовок, разбивка на блоки-абзацы, иллюстрации…

Или вот в почтовом ящике все из нас обнаруживают бумажки или письма, похожие на уведомления от официальных органов, но на самом деле являющиеся рекламой. Обнаруживали? И хоть мы уже привыкли к вездесущей рекламе, формат этих листовок привлекает внимание - вдруг там что-то важное? - и мы смотрим на эту листовку, а не выкидываем сразу на автомате.

В общем, будьте бдительны))

В следующих постах о том, как можно изучать жанры текста на уроках. Не переключайтесь!))


Давайте  теперь возьмем какую-нибудь тему.. Например, фотография. Какие виды текстов, какие жанры вспомните в пределах этой темы? И чем эти тексты разных жанров будут уникальны?

Оставьте комментарий, обсудим!

 

Автор: Дарья Масловская

Комментарии

comments powered by Disqus
faq грамматика лексика ошибки освоение языка методика находки средства обучения контекст writing семинары genre analysis reading текст уровень Beginner-Elementary современные технологии на уроке хиханьки DELTA будни ип one-to-one индивидуальный подход needs analysis репетиторы личное аудио collocations concordances уровень Intermediate учебники предлоги скайп книги на английском ученики реклама на английском связность текста functions клише игры на английском слова listening план урока бесплатные материалы видео модальные глаголы отрывки из фильмов произношение диктофон интонация уровень любой бесплатные уроки розыгрыш IELTS анализ текста уровень Pre-Intermediate speaking английский для путешествий отпускное словообразование занятия в группе песни на английском презентация коммуникативный подход словари уровень Upper-Intermediate spoken discourse гостевой пост специальное предложение лексический подход перевод уровень Pre-intermediate уровень Advanced честно и откровенно уровни лучшие посты книги по методике объявления организационное видео с урока task-based learning вебинары разговорный клуб уровень Upper-intermediate книга Stories Stories о языке Stories о методике