Все лучшее - подписчикам! Скидки, закрытые посты и многое другое Подпишитесь и получите книгу "Продвинутый английский" бесплатно!
Вход / Регистрация

Индивидуальная программа по английскому: миф или реальность?

course designЧитая сайты языковых курсов и частных репетиторов, часто вижу обещание разработать индивидуальную программу для каждого ученика. И недоумеваю. В большинстве случаев за индивидуальную программу выдается изучение учебника с вкраплениями дополнительных материалов – грамматических упражнений, игр и прочих распечаток.

Кому НЕ нужна индивидуальная программа

На самом деле, в большинстве случаев этот подход полностью оправдан. Это как покупать готовую одежду или шить на заказ. Если фигура стандартная, и никаких подвыподвертов не требуется, мы идем в магазин. А если выпуклости и впуклости тела требуют особых лекал, или вы готовитесь пойти на вечеринку в маскарадном костюме – то вам прямая дорога в ателье. С вас снимут индивидуальные мерки, внимательно выслушают все пожелания (для чего нужен костюм, для каких целей, для какого случая) и сошьют полностью уникальный наряд.

индивидуальный подход к ученикуПредставляете, сколько тонкостей нужно учесть? Это и есть индивидуальный пошив подход.

Не зря в английском есть понятие tailor-made, которое родом именно из портновского дела (tailor – портной) и часто используется в таких комбинациях: tailor-made course, tailor-made program.



Что такое индивидуальная программа обучения английскому

Программа обучения английскому

Так вот, в большинстве случаев поход в магазин изучение готового учебника полностью оправдано. Но вот только не надо называть это «индивидуальной программой»! Потому что и ПРОГРАММЫ-то как таковой нет (согласно толковому словарю, программа – это план, а планы готовятся заранее): прошли материал, спонтанно нашли интересную игру или подходящие упражнения, выдали ученикам, все довольны.


Индивидуальная программа обучения английскому

Или такой вариант: у опытных преподавателей уже давным-давно подобраны все игры, упражнения и дополнительные материалы к учебному курсу, эти наработки используются со всеми учениками, со всеми группами. Где здесь ИНДИВИДУАЛЬНАЯ программа?


Индивидуальная форма занятий

индивидуальные занятия английским

А еще часто ставят знак равенства между индивидуальной программой и индивидуальной ФОРМОЙ занятий: мол, мы же занимаемся вдвоем: я и ученик/я и преподаватель, а значит, у нас индивидуальная программа и подход. Подход-то, может, и индивидуальный, а программа – не факт.

Подробнее о преимуществах и недостатках индивидуальных занятий и занятий в группе.


Индивидуальная программа VS Индивидуальный подход

Ну а тут-то в чем подвох? Как мне кажется, индивидуальный подход – это все же не то же самое, что программа. Программа будет заключаться в заранее приготовленном плане (с учетом многих нюансов конкретного ученика), а индивидуальный подход – в том, как мы с этой программой будем подходить к ученику. Например, если ученик пришел усталый, мы не будем делать что-то утомительное, а пойдем выполнять план speaking'а за чашкой кофе в кафе; или поменяем форму упражнения/activity. Индивидуальный подход будет проявляться и в том, что Васю нужно больше хвалить за успехи, потому что его мотивирует именно похвала, а Петю можно и поругать, ибо его это дисциплинирует, и он сам в этом признался.


По-настоящему индивидуальная программа обучения английскому

ПРОГРАММА – это план, написанный заранее. Программа - это когда на основе предварительного общения, конкретных задач и индивидуальных особенностей ученика учитель заранее прописал все эти включения в основной учебник, когда все эти включения мотивированы чем-то большим, чем «дополнить материал учебника». ИНДИВИДУАЛЬНАЯ программа – это полностью новый «учебник» для конкретного ученика. Да, возможно, он будет представлять собой компиляцию разных учебников, ресурсов для чтения/аудирования, материалов из сети. Но это будет осмысленная компиляция для решения задач уникального ученика и подстраивающаяся под его особенности.


Как составить индивидуальную программу по английскому

Чтобы не быть голословной, в дальнейшей серии постов про индивидуальный подход я напишу о том, как написать по-настоящему индивидуальную программу изучения английского или хотя бы адаптировать существующий учебник под нужды конкретного ученика. И сразу предупреждаю, что это крайне трудо- и времязатратное занятие. Кроме того, не всегда оно необходимо, ибо в большинстве случаев программа учебника вполне подойдет для решения типичных задач. Моя главная цель в том, чтобы стандартный курс учебника с дополнительными материалами перестали считать индивидуальной программой.

Всеми этими зубодробительными увлекательными вещами я занималась в третьем модуле курса DELTA (международный диплом для преподавателей английского взрослым), а именно разрабатывала индивидуальную программу обучения английскому для конкретного ученика. А до написания программы пришлось исполнить много танцев с бубном провести долгую предварительную работу сродни исследованию. Как вам, например, такие изыскания:


1. Система убеждений вашего ученика (Learner belief systems)

learner belief systems

Это все те установки, убеждения и стереотипы вашего ученика, которые нужно учитывать при разработке индивидуальной программы и планировании уроков.


2. Мотивация ученика к изучению английского (Motivation)

Instrumental или/и integrative?

Extrinsic или/и intrinsic?


3. Стили обучения/когнитивные стили (Learning/cognitive styles)

Старые добрые системы восприятия, доминирующие у ученика: визуальная, аудиальная, кинестетическая и др. А также (пока без перевода): concrete learning
style, analytical learning style, communicative learning style, authority-oriented
learning style.


4. Стратегии обучения (Learning strategies)

Любимые и используемые учеником стратегии запоминания и усвоения материала, компенсаторные стратегии, метакогнитивные, аффективные, социальные (столько умных слов!))) обязательно напишу обо всем подробно).


5. Анализ целей и задач (Needs analysis)

Только с этого пункта начинается конкретная конкретика, здесь мы собираем
информацию, которая и нужна для планирования содержания курса. Предыдущие
пункты в основном нужны для планирования форм работы и взаимодействия. (Ранее я уже немного писала о needs analysis)


6. Проводим тест/собеседование для определения уровня и развития компетенций (Diagnostic или Placement test)


7. Пишем план (Course and syllabus design)!

Ура, наконец-то!

план занятий

Какие навыки будем прокачивать развивать? Какую область языка? Подбираем материалы, ресурсы, формы заданий/activities. Помним о принципах отбора материала. Не забудем про временные рамки.


8. Предусматриваем промежуточное/итоговое тестирование (Formative/summative evaluation)

Достиг ли ученик того, к чему стремился?, а также способы оценить эффективность курса (Course evaluation) – хорошую программу мы разработали?


Итак, как написать индивидуальную программу. Схема по пунктам.


1.  Learner belief systems

2.  Motivation

3.  Learning/cognitive styles

4.  Learning strategies

5.  Needs analysis

6.  Placement test

7.  Course and syllabus design

8.  Evaluation (formative/summative; course evaluation)


Это общая схема. Каждый из этих пунктов, а также его уместность и необходимость, можно  обосновать подробнее и включить методы сбора данных. Смотрите, непосредственно разработка программы стоит аж на седьмом месте! Прежде чем писать план, нужно все же хорошенько выяснить, для кого мы ее пишем.

Я вот сейчас написала все это, перечитала и ужаснулась: во что я ввязалась?)) Это же по сути весь третий модуль DELTA, а по-хорошему – и первый тоже.

Коллеги, мне продолжать? Вам было бы интересно? Поделитесь своим опытом планирования курса изучения английского!

Любители английского – а вы когда-нибудь занимались по (настоящей) индивидуальной программе? Какие впечатления?

Автор: Дарья Масловская

Комментарии

comments powered by Disqus
faq грамматика лексика ошибки освоение языка методика находки средства обучения контекст writing семинары genre analysis reading текст уровень Beginner-Elementary современные технологии на уроке хиханьки DELTA будни ип one-to-one индивидуальный подход needs analysis репетиторы личное аудио collocations concordances уровень Intermediate учебники предлоги скайп книги на английском ученики реклама на английском связность текста functions клише игры на английском слова listening план урока бесплатные материалы видео модальные глаголы отрывки из фильмов произношение диктофон интонация уровень любой бесплатные уроки розыгрыш IELTS анализ текста уровень Pre-Intermediate speaking английский для путешествий отпускное словообразование занятия в группе песни на английском презентация коммуникативный подход словари уровень Upper-Intermediate spoken discourse гостевой пост специальное предложение лексический подход перевод уровень Pre-intermediate уровень Advanced честно и откровенно уровни лучшие посты книги по методике объявления организационное видео с урока task-based learning вебинары разговорный клуб уровень Upper-intermediate книга Stories Stories о языке Stories о методике