How to Teach Listening: отзыв
Обещала же я читать книги по методике преподавания и писать отзывы?
Обещала! Препод сказала - препод спустя 3 месяца сделала)))
Начну с отзыва на How to Teach Listening by JJ Wilson. Никакой особой причины начинать именно с этой книги нет, кроме того, что listening - один из важнейших и сложнейших навыков, поэтому и обучение аудированию рулит!))
Пройдусь по содержанию книги; расскажу о том, что понравилось и показалось небезынтересным лично мне; поделюсь цитатами; не удержусь от собственных комментариев на How to Teach Listening))
Спонсор этого отзыва – снег в Москве 8 мая. Вот чесс слово, если бы не
снег, я бы не взялась ни за ум, ни за клавиатуру)) Так бы и откладывала.
Книгу How to Teach Listening я упоминала, когда составляла список книг по методике преподавания из курса DELTA. Подробнее о списке и других книгах для преподавателей английского – здесь.
А теперь, собственно, отзыв.
How to Teach Listening: отзыв
Глава Listening in the world and in language learning
В этой главе рассказывается о роли listening вообще по жизни и на уроке английского, а также подход к listening в истории ELT. А также...
Трудности аудирования
Также подробно разбираются трудности понимания речи на слух, связанные с
- текстом
- темой
- особенностями устного дискурса
- говорящим
- слушающим
- и другие
…и как все это нужно учитывать и учить обходить в процессе обучения аудирования.
Стереотипы об аудировании
Также здесь разбирают несколько популярных стереотипов об аудировании, например:
- You can’t teach people how to listen
- Listening is a passive skill
- It is easier for students to understand native speakers of English than foreign speakers of English
- The skills involved in listening to a foreign language are the same as those that we use for listening to our native language
- While listening in class, students shouldn’t try to understand every word
- Students shouldn’t be allowed to read the scripts of recordings
You can’t teach people how to listen
Лично мне очень понравился наш ответ
Чемберлену ответ на первый миф - нельзя научить Listening. В каком-то смысле, действительно, нельзя научить listening. Но! Даже при этом преподаватель может сильно
облегчить жизнь ученикам:
- обеспечив им достаточно адекватного input / exposure
- научив их пользоваться стратегиями и subskills, связанным с пониманием речи на слух. Сюда, например, входят:
- awareness of the features of connected speech (особенности беглой речи – как меняются и пропадают звуки, слоги и целые слова)
- awareness of the features of spoken discourse (особенности дискурса, как-то: ellipsis, false starts, redundancy, etc.)
- note-taking
- prediction
- repair strategies (ask for clarification, ask to repeat, use facial expressions to indicate confusion)
...и многие другие стратегии и моменты, облегчающие понимание.
Ну а за myth-busting по остальным вопросам – пожалуйста в книгу))
Глава Listening texts and listening strategies
В этой главе обсуждаются материалы для аудирования - иными словами, ЧТО слушать и какие факторы учитывать, выбирая материал (what makes a good listening text).
Аутентичные VS неаутентичные материалы
Здесь же автор касается вечного дебата "Аутентичные материалы VS неаутентичные материалы". Отголоски этого дебата звучат то тут, то там по всей книге и, признаюсь, именно они мне помогли по-новому взглянуть на учебники английского.
Дело в том, что я привыкла ругать и критиковать аудирование в современных коммуникативных учебниках - мол, диалоги и монологи для аудирования слишком уж упрощенные и вычищенные, и в целом малореалистичные. Это все (и 100500 других недостатков) - по-прежнему правда, но есть у аудирования в учебниках и преимущества! Вот как раз их-то я и вспомнила, читая How To Teach Listening.
Подробнее:
Также показалась ценной мысль: важнее, чем аутентичность самого материала для аудирования, то, что мы с этим материалом делаем, как с ним работаем, как на него реагируем = authentic responce.
Semi-scripted material
Еще было интересно узнать, что помимо authentic material и pedagogic /
scripted material, бывает semi-scripted material, где актерам дают
задание и некоторые guidelines, а они уже импровизируют на заданную
тему. Правда, я
не встречала таких материалов (или, может, не знала, что это были они?)
Кто
встречал?
Технологии и обучение языкам
Еще мне понравилась одна простая мысль о том, насколько сильно развитие технологий влияет на обучение языкам. Почему в старых учебниках английского совершенно нереалистичный язык (не только касательно аудирования)? Да потому, что тогда не было записывающих технологий, и никто толком не мог зафиксировать РЕАЛЬНУЮ речь. Авторы учебников исходили из представлений о том, как ДОЛЖНО быть. А «должно» и «есть по факту» - это две большие разницы.
Я раньше почему такой злой был?
Потому что у меня велосипеда не было)) Язык в учебниках раньше почему такой малореалистичный был? Да потому что
записывающих технологий не было!
Стратегии аудирования
В этой же главе подробно рассматриваются стратегии аудирования и как им обучать. Очень полезно.
Глава Listening sources, listening tasks
В третьей главе автор обсуждает разнообразные источники аудирования, в том числе:
- teacher talk
- guest speakers
- textbook recordings
- songs
- TV, videos
...преимущества каждого и как со всем этим работать с примерами заданий.
Teacher Talk
Что мне понравилось в отрывке про Teacher Talk, так это признание его роли. В современной методике как-то принято клеймить его позором и пытаться свести к минимуму Teacher Talking Time. Мол, все то время, что говорит преподаватель, ученики НЕ говорят.
(В сторону: а кто вообще сказал, что ученики должны безостановочно говорить?)
Так вот, у преподавателя и у Teacher Talk как источника input, есть куча преимуществ.
В общем, есть Quality Teacher Talk, а есть бестолковое преподавательское бла-бла))
А, ну и важный момент, определяющий то самое quality– уровень языка преподавателя. Иногда все же лучше, когда говорят дикторы из учебника.
Главы Pre-listening, While-listening, Post-listening
Дальше идут еще более практические главы по каждому этапу общепринятой pedagogic sequence:
- pre-listening
- while-listening
- post-listening
В них рассказывается о том:
- зачем нужен каждый из этапов
- какие listening sub-skills вовлечены
- и даются конкретные примеры - какие могут быть задания на каждом этапе аудирования.
Все три главы мне показались очень полезными, в том числе бывалым преподам, у которых есть иногда тенденция немного застревать в привычных способах работы. А тут – отличная возможность обновить свой репертуар.
Creative and critical responses
Например, в главе, посвященной post-listening, мне особенно понравилась мысль о том, что response– это не только обсуждение услышанного. А именно к этому все частенько и сводится, что уж греха таить. Чтобы разнообразить набившие оскомину discussions, можно посмотреть в сторону creative и critical responses.
Примеры creative responses:
- Genre transfer– переиначить текст одного жанра в другой
- Придумать мораль или заголовок к прослушанному
- Write on– написать продолжение истории
и т.д.
Примеры critical responses:
- Do I believe the speaker? Do I trust the speaker? Why (not)?
- О чем говорит speaker’s choice of vocabulary, metaphors, omissions etc.?
A mistaken assumption is that listening comprehension consists of understanding what words and sentences mean. It doesn’t. It consists of understanding what speakers mean.
At higher levels, students should start to perceive a number of rhetorical effects that speakers use - irony, sarcasm, metaphor and loaded language - words with strong emotional connotations. Critical listeners will look below the surface of the words to find deeper meanings.
Глава Preparation and planning
В этой главе автор обсуждает:
- роль преподавателя в короткой и долгосрочной перспективе
- как выбирать и адаптировать материалы для аудирования
- конкретные техники работы с разными видами материалов (видео, песни и т.д.)
- как создавать свои собственные аутентичные материалы
- как быть готовым к возникающим проблемам и как их решать в ходе урока
- особенности работы с young learners и аудирование в контексте ESP
Глава Listening in the wider context
В заключительной главе автор пишет о том, что Listening практически никогда не бывает сам по себе – он обычно связан с другими навыками, будь то speaking, reading или writing. И в этом одна из сложностей оценки и тестирования: как оценить один только Listening без вовлечения других skills?
Дальше автор подробнее останавливается на ongoing assessment / formative assessment VS testing / summative assessment.
Так же поднимается вопрос составления тестов и соблюдения требований validity и reliability. Если вкратце, составление тестов по аудированию - это, конечно, совершенно отдельная область))
А так как большинству преподавателей не приходится составлять тесты, дальше автор немного останавливается на подготовке к официальным тестам, вроде CAE, IELTS, TOEFL и др.
В этой же главе я нашла название одной рабочей техники, которую я использовала, но не знала, как она называется.
Task file
В конце книги есть Task File с вопросами, заданиями для проработки и аудио. Можно работать с ним самостоятельно (есть примерные ответы), а можно использовать на teacher development courses.
How to Teach Listening: резюме
В общем и целом, книга How to Teach Listening показалась мне полезной и для новичков в преподавании английского, и для матерых преподов. Главное – keep an open mind, тогда точно узнаешь что-то новенькое или в очередной раз вспомнишь что-то новенькое-старенькое.
В книге есть как конкретика, так и общеразвивающее
бла-бла теоретические аспекты аудирования. Последнее мне кажется если не
более, то уж точно настолько же полезным, как и примеры упражнений. Потому что
хорошо бы, когда преподаватель начнет подбирать материалы для аудирования и
составлять к ним pedagogic sequence, он руководствовался какими-то принципами,
а не сочинял задания от балды.
Коллеги, а вы читали How To
Teach Listening? Что понравилось и показалось полезным? А с чем
не согласны? Давайте обсудим!
Какой был бы ваш отзыв на How to Teach Listening?
Автор: Дарья Масловская
Поделитесь с друзьями!
Подпишитесь на новые посты блога!