Все лучшее - подписчикам! Скидки, закрытые посты и многое другое Подпишитесь и получите книгу "Продвинутый английский" бесплатно!
Вход / Регистрация

Что я думаю о грамматике вообще и о грамматике Мёрфи в частности

грамматика мерфи

Некоторые все еще думают, что выучить или освоить английский значит разобраться в грамматике. Те же некоторые (или это уже другие?) думают, что разобраться в грамматике значит выучить правила и сделать пять разворотов упражнений.

Ответственно завляю - это полная чушь не так.

В этом посте я размышляю о роли грамматики в изучении английского и немного о вождении автомобиля; рассказываю об отряде, потерявшем бойца; а также вспоминаю русские сказки и сказочных персонажей - красную девицу и синего Мёрфи))


Выучить язык не значит выучить грамматику

Причина первая. Грамматика - это лишь малая часть владения английским. Помимо грамматики есть и другие аспекты:

Заниматься только грамматикой - это как пытаться уехать на машине с одним колесом.

Причина вторая. Даже если вы разберетесь, зачем нужна та или иная конструкция (например, Present Perfect Continuous нужен для действий, длящихся уже какое-то время) и запомните форму (have / has + been + …ing), это еще не означает, что вы сможете к месту использовать ее в речи.

Если продолжать аналогию с вождением, есть теория - устройство автомобиля, правила дорожного движения. А есть умение водить машину и перемещаться в пространстве. Вот вы вникли в устройство машины, заучили правила дорожного движения и прорешали кучу задачек. Теперь вы сели за руль. И… поняли, что все те часы, проведенные за изучением теории, совершенно не означают, что вы можете вести машину. Вождение - это навык, в котором соединятся знание теории и доведенные до автоматизма движения. А автоматизм появится не сразу, а спустя некоторое количество повторений. Реальных повторений, а не мысленных.

В языке точно также. Есть теория, а есть практическое применение и навык. Объяснения, правила и упражнения - это только часть владения грамматикой (”я знаю грамматику, но не могу к месту употреблять ее в речи”). А грамматика - это только часть владения языком (”я знаю и пользуюсь грамматикой, но остальные аспекты хромают, а я пытаюсь уехать на машине с одним колесом”).

Вывод: теория, правила и упражнения нужны, но не зацикливайтесь на них. Уделяйте больше внимания проговариванию грамматики, проигрыванию ее в разных ролевых играх и активитиз. И помните, что кроме грамматики есть другие аспекты языка, которые должны присутствовать на уроке и в программе обучения.


Что значит “выучить грамматику”?

Итак, грамматика - это часть обучения английскому. Только лишь часть. Давайте теперь выясним, что значит “выучить грамматику” или “разобраться в грамматике”. В идеале нужно:

1. Понять грамматическую конструкцию на уровне идеи, смысла

  • зачем нужен Present Perfect Continuous (названиями конструкций, кстати, можно не заморачиваться)? что он выражает?
  • Действия, которые длятся уже какое-то время


2. Разобрать и запомнить форму

  • как сделать Present Perfect подручными языковыми средствами?
  • have/has + been + …ing


3. Услышать, как произносится конструкция; научиться произносить самому

  • есть ли какие-то нюансы или возможные трудности в плане произношения?
  • В беглой речи можно не услышать ‘ve в предложениях типа I’ve been living here for 10 years
  • В вопросах типа How long have you been waiting? вы, вероятнее всего, не услышите звук [h] в слове have, а услышите How longav you been waiting?


4. Поупражняться

Где-то на этом этапе можно сделать несколько упражнений. В современных коммуникативных учебниках в конце книги обычно есть раздел Grammar Bank (может называться по другому, например, Grammar Reference) с парочкой упражнений. Если очень тянет, можно открыть сборник грамматики типа Мёрфи и сделать разворот оттуда. Я знаю, у этого культового сборника много фанатов, но даже им не рекомендую застревать в правилах и упражненьках надолго.


5. Попрактиковаться, проговорить

Самое полезное, что вы можете сделать для своей грамматики и разговорного английского - это как-то проговорить новую конструкцию в речи.  Для этой цели подходят разнообразные ролевые игры и активитиз, которых обычно много в арсенале современного преподавателя, а также обсуждения, дискуссии и любой осмысленный speaking. Выбирая между “сделать еще пару страниц упражнений” и “проговорить в речи” выбирайте второе.


6. Замечать

Часто после того, как вы узнали что-то новое, вы начинаете его везде замечать - в текстах, в песнях, в фильмах. Это распространенное и совершенно нормальное явление. Пользуйтесь этим! Подмечайте, обращайте внимание, задавайте и отвечайте себе на вопрос “а почему здесь использовали именно эту конструкцию”?


Грамматика Мёрфи

грамматика мерфи

Знаете, наверное, или по крайней мере слышали про волшебного синего Мёрфи. Ну да, как в сказках: девица - красная, Мёрфи - синий. И к тому же волшебный. Говорят, если прорешать всего Мёрфи, точно выучишь английский))

Ну ладно, шутки в сторону. Речь о сборнике грамматики авторства Рэймонда Мёрфи. На самом деле их три (красный, синий и зеленый), каждый соответствует трем разным уровням. Сборник Мёрфи выдержал множество переизданий и уже лет 30 держится в списках бестселллеров среди изучающих английский язык.

Проблема с ним в том, что это… сборник грамматики. Спасибо, Кэп! Но вы же помните, что английский не сводится к одной только грамматике? Что есть другие аспекты? А еще вы, наверное, помните, что и грамматика не сводится к правилам и упражненькам.

Куда важнее научиться к месту использовать изученную грамматику в речи. Бесконечные упражнения на раскрытие скобок, на закрытие скобок, на переворачивание скобок, на заворачивание скобок (о, великие русские приставки!), на вписывание нужной формы в пропуск и т.д. практически никак связаны с устной речью. Вы совершенствуете тот навык, который практикуете. Шпарите упражнения - развиваете навык выполнения упражнений. А никак не speaking.

Другая проблема - многие упражнения состоят из предложений. Отдельных, повисших в воздухе предложений, без осмысленного контекста и какой-то связи с ситуацией. А в жизни, в речи грамматика всегда вписана в какой-то контекст, разговор, ситуацию, место-время и чем-то окружена.

А вот на что Мёрфи сгодится, так это на то, чтобы доразобраться в идее (если преподаватель на уроке вам плохо ее донес, или если вы занимаетесь самостоятельно) и сделать несколько упражнений и привыкнуть к новой конструкции. Чтобы

  • I’ve been living here for 10 years

зазвучало привычнее и, может, даже запомнилось - пока на уровне формы. Чтобы дальше уже начать развлекаться с грамматикой в устной речи.

Я не против грамматических справочников и сборников упражнений. Я против, когда ученики хотят «заниматься по Мёрфи», думая, что так они ВЫУЧАТ английский (кстати, сколько можно учить этот английский?). Я против, когда преподаватели гордо заявляют «я преподаю по Мёрфи» и думают, что преподают АНГЛИЙСКИЙ.

В свое время этот справочник помог мне разобраться в грамматике – но тогда я не знала ничего лучше и у меня не было никаких других ресурсов. Потом, уже в качестве преподавателя, я обязательно дополняла каждый юнит нашего обычного учебника разворотом (а то и двумя-тремя) из Мёрфи. А потом… перестала. Что-то около пяти лет назад. И, вы знаете, отряд не заметил потери бойца. Вот совсем.

Поэтому выбирая между «сделать еще пару разворотов упражнений» и «проговорить и проиграть новую грамматику», я всегда выбираю второе. Да на самом деле, сейчас у меня такой выбор вообще не стоит))


Как вы относитесь к грамматике Мёрфи? Пользуетесь ли сборником? Требуют ли ученики?

Какое место отводите грамматике на уроках?

Автор: Дарья Масловская

Комментарии

comments powered by Disqus
faq грамматика лексика ошибки освоение языка методика находки средства обучения контекст writing семинары genre analysis reading текст уровень Beginner-Elementary современные технологии на уроке хиханьки DELTA будни ип one-to-one индивидуальный подход needs analysis репетиторы личное аудио collocations concordances уровень Intermediate учебники предлоги скайп книги на английском ученики реклама на английском связность текста functions клише игры на английском слова listening план урока бесплатные материалы видео модальные глаголы отрывки из фильмов произношение диктофон интонация уровень любой бесплатные уроки розыгрыш IELTS анализ текста уровень Pre-Intermediate speaking английский для путешествий отпускное словообразование занятия в группе песни на английском презентация коммуникативный подход словари уровень Upper-Intermediate spoken discourse гостевой пост специальное предложение лексический подход перевод уровень Pre-intermediate уровень Advanced честно и откровенно уровни лучшие посты книги по методике объявления организационное видео с урока task-based learning вебинары разговорный клуб уровень Upper-intermediate книга Stories Stories о языке Stories о методике