Английский методом погружения в Волгу
Ученица предложила, а я согласилась провести неделю в санатории на Волге, фланируя с процедуры на процедуру и занимаясь английским в перерывах.
Зачем это было нужно ученице? Чтобы подготовиться к поездке за границу и разговориться.
Зачем это было нужно мне? Чтобы провести эксперимент и понять, можно ли устроить погружение без выезда в языковую среду и что получится на выходе. Ну и немного отдохнуть в санатории, конечно))
Что из этого получилось? Делайте ваши ставки, дамы и господа, и читайте дальше.
Как мы погружались
Я захватила с собой какие-то игры и активитиз, и мы даже в них поактивничали. Ещё мы читали и обсуждали книгу по специальности - с этим связана работа ученицы, поэтому нужно набирать профессиональную лексику.
Но главное - это наши постоянные разговоры. Про всё на свете:
- про комаров, слепней и про то, как сильно чешется))
- про стандарты красоты и инъекции ботокса
- про лечебное голодание и боль в спине
- про экзотические Тайские фрукты и еловые шишки
- про отношения и измены
- про карты Таро и будущее и многое другое.
В день у нас получалось от 3 до 5 часов чистого speaking'а. Говорили везде:
- сидя в номере
- за обедом в столовой
- во время прогулки по окрестностям
- наблюдая закат
- когда пересекали Волгу на катамаране (слабоумие и отвага)
- когда ехали на велике по лесу
- когда шли на процедуры
- в поезде
- под дождем в ночном Иваново...
А мне вспоминались всякие античные философы и беседа как основной метод обучения. Но то, что со стороны выглядело как обычная болтовня, с моей стороны было коварно продумано и подстроено.
Роль преподавателя
Что именно было продумано и подстроено? Моя роль заключалась в том, чтобы:
1 Быть обычным собеседником – выключить в себе препода, вести себя естественно, использовать живой разговорный английский
2 Перефразировать сказанное – здесь смысл не столько в том, чтобы исправлять ошибки, сколько показывать, как сказать лучше и естественнее. Здесь же я хотела показать, что любую мысль можно выразить простым, доступным языком.
3 Давать нужную лексику – ту, которая встречается неоднократно и реально нужна. Остальное мы привыкали перефразировать. Например, в какой-то момент появилась у нас фраза keeptalking. Так как это очень распространенная конструкция, дальше моей задачей было употреблять ее почаще:
- Let’s keep walking
- Even when you feel you’re not getting anywhere, keep practicing
- Don’t worry about this word, just keep talking
и привлекать к ней внимание ученицы. Потом она и сама стала использовать ее.
4 Обеспечивать повторение материала – помнить, что было вчера и позавчера, и интегрировать это в сегодняшние разговоры
5 Генерировать темы и направлять разговор в нужное русло
Видео-дневник
Каждый вечер мы снимали короткое видео. Принципиально не отбирали более выигрышные или лучше проработанные темы. Какая тема возникала в процессе – ту и развивали на видео. Также принципиально было не готовиться к видео заранее: всё, что вы увидите, сплошная импровизация.
Посмотрите видео каждого дня. Что вы в них увидите / услышите? Обратите внимание на то, как вообще проходит беседа, а также что делаю я. Свои комментарии я спрячу, но их можно развернуть, нажав на кпопку Find out.
День первый
Разминка
В общем-то, всё неплохо (тема в принципе знакомая и достаточно простая), но много пауз и отдельных слов:
And after that | I went to my | room and | lie…
and sometimes | I did | very interesting program, really
I didn’t English | read or | listen to | some | lection but I | did | some program
День второй
Таиланд и слоны
Оля подбирает слова:
- How was it? How was the ride?
- Oh | erm | elephant | is | very mmm | very shine…
- Shy?
- Very shy animals.
- Okay
- Because erm | when erm | they erm | do erm step
Немного их путает:
-
I saw this picture вместо I showed you this picture
Ну а я немного помогаю:
- Rode by elephant? At elephant?
- Rode an elephant?
День третий
Карты Таро
В этом отрывке мне было понятно, что Оля имеет в виду 10 карт, а не 10 сессий Таро. Но чем исправлять, я "удивилась" и таким образом просигнализировала, что где-то вкралось недопонимание:
- They | не, she | did | about | ten | times
- Ten times? Or ten cards?
- Ten | … | I did it once | but in this erm | sation
- Session?
- Session. I need to | take | cards | ten times
- Ten cards
- Ten cards
(Подробнее о том, как исправлять ошибки.)
И снова перефразирую:
- And all time | it was | one cards
- The same card
День четвертый
Красота и любовь к себе
Здесь видно, что с любым набором ресурсов можно обсуждать практически любые темы. Уровень Elementary - Pre-intermediate не мешает выражать свои мысли на околофилософские и социальные вопросы. Послушайте – ничего ведь сложного, а мысль свою при этом Оля донесла успешно:
- People | … | very often want to do when [what] they | don’t do […] don’t have
- Or can’t have
- People want to try everything
- Maybe it’s interesting try to do new. For example, ну, today you try sauna. Maybe | through time you like sauna.
-
I like myself | at | natural, and | I like myself | when I | do make-up, when I do | hairdresser
Еще тут слышно, как я подбираю слова, чтобы пока не грузить Олю сложной лексикой:
- So what do you think of this? Why? Why can’t… can’t we just be happy with what we have?
Сказать-то я хотела по-другому:
- Why can’t we be satisfied with what we have?
...но поняла, что пока не надо. При этом, конечно, я не всегда упрощала свою речь, отнюдь. Это я считаю как раз вредным.
День пятый
Йога и сила воли
Помогаю с формулировками:
- …willpower, like sports but it’s not true.
- Yoga is not sports.
- It’s not about willpower
- It’s not about willpower. Yoga about relaxation and… lesstness
- Lightness?
- Lightness
Но Оля и сама местами выдает неплохие фразы:
- Do asanas like show
- Comfortable position in the space
- Some people try to do… do their best
День шестой
Фрукты-ягоды
Мне кажется, или в этом видео речь стала более связной? Говорящий, а за ней и слушающий меньше спотыкаются и цепляются за шероховатости, и больше захвачены потоком беседы.
Мне особенно понравилось, как Оля стала свободнее себя чувствовать в разговоре, учитывать собеседника и взаимодействовать (момент, где она хитренько пытается перевести разговор на меня).
Что касается темы – what fruit you ate yesterday - она странная, да)) Но в этом и важный нюанс. Легко говорить о том, что хорошо знаешь, в чем разбираешься. А как развивать такие вот темы? Что сказать после “Yesterday I ate many, a lot of delicious fruits. I ate some peach, apricot and apple, and kiwi”?
Мастерство болтологии в чистом виде, особенно полезное для сдачи разнообразных международных экзаменов, где нужно уметь развить любую (!) тему. Но, конечно, и без экзаменов, просто по жизни, полезно уметь продолжать мысль в разных направлениях.
День седьмой
Ночь, дождь и романтика
В этом видео снова прием, о котором я уже писала. Здесь я не столько исправляю ошибку, сколько подсказываю более грамотную идиоматичную формулировку:
- …we | have an umbrella | but if we | haven’t umbrella, we | go to away from our train | without umbrella. It will be good, too
- Wouldn’t be a problem
- Wouldn’t be a problem
- What do people say? Do they say anything?
- I don’t know. For me it’s not important
- You don’t care
- I don't care
Результаты погружения
Я не выбирала специально худшие или лучшие отрывки и поэтому не знаю, насколько видео отражают прогресс со стороны и насколько заметна разница между первым и последним днем. Изнутри же мы увидели изменения на шестой день:
- в речи стало меньше пауз
- речь стала более связной благодаря использованию словосочетаний, а не отдельных слов
- Оле стало легче подбирать слова и формулировать мысли
- стало хватать ресурсов – но не потому, что из стало значительно больше, а потому, что мы научились эффективнее пользоваться имеющимися ресурсами и многое вытащили из глубин пассивного запаса
- мне как собеседнику стало легче слушать, а Оля (возможно, впервые за всю практику?) получила удовольствие от того, что говорит
Единственное, чего мне не хватило, это еще двух-трех дней, чтобы Оля смогла прочувствовать процесс и удовольствие от него и закрепить результат.
Что скажете? Заметен прогресс по видео?
А вы участвовали или, может, проводили погружение? В язык,
не в Волгу)) Какие результаты? Как был организован процесс?
Автор: Дарья Масловская
Поделитесь с друзьями!
Подпишитесь на новые посты блога!