Все лучшее - подписчикам! Скидки, закрытые посты и многое другое Подпишитесь и получите книгу "Продвинутый английский" бесплатно!
Вход / Регистрация

5 упражнений на развитие навыков аудирования

Аудирование в учебниках больше похоже на тестирование уже имеющихся навыков, чем на развитие.  Не, ну правда. Понимаешь речь на слух - ответишь на вопросы. Нет - извиняйте.

Эта мысль звучала в блоге и в целом в профессиональной литературе уже не раз, и не два, и не три, и даже не четыре))

Надо с этим что-то делать, конечно. Ну вот, например, 5 универсальных упражнений именно на развитие listening skills, а не просто тестирование.



5 упражнений на развитие listening skills

1 Что ожидаем услышать?

Значение ушей в процессе понимания на слух сильно переоценена, а работу над listening skills можно начинать ДО аудирования. Еще до непосредственно прослушивания можно вместе с учениками записать, что ожидаем услышать. В зависимости от материала, у нас обычно есть тема, картинки, заголовки и подзаголовки. Всем этим можно пользоваться для prediction.

Например, перед прослушиванием диалога в ресторане можно с учениками записать, что мы ожидаем услышать:

  • A table for two, please
  • Are you ready to order?
  • Can I have the bill?

Можно это презентовать ученикам в виде упражнения, например, из всех фраз выбрать те, которые относятся к ресторанам:
  • Where can I try this on?
  • A table for two, please
  • Are you ready to order?
  • A single room, please
  • Can I have the bill?
Или, если нам предстоит аудирование на тему environmental problems, можем записать словосочетания по теме и ассоциации:
  • ozone layer
  • exhaust fumes, etc.
И это нисколько не противоестественно - в жизни мы тоже подключаем определенные ожидания и фоновые знания еще ДО самой ситуации. Ну а когда знаешь, ЧТО, вероятно, услышишь, понимать становится значительно легче.


2 Произношение

На любом из этапов аудирования (before, while и after) можно заняться произношением. Ну, например, взять словосочетания из аудирования, которое нам предстоит:
  • go somewhere else
  • never been there before
...и посмотреть, как меняются звуки и ударение в связной речи по сравнению с отдельными словами. Найти закономерности и разобраться, как это мешает  пониманию. Потренироваться произносить самим. Здесь мы имеем дело непосредственно со звуковой природой речи.
  • go
  • somewhere
  • else
  • never
  • been
  • there
  • before
...по отдельности звучат совсем не так, как звучат в потоке речи словосочетания go somewhere else и never been there before.

Еще по теме: Слуховые галлюцинации или Развитие навыков аудирования


3 Referencing

Выбираем из скрипта предложения и фразы со всякими it, which, one и т.п. Ученики слушают и записывают, к чему относятся эти слова. Это может быть что-то до или после слова, но в любом случае эти слова будут куда-то вести. Здесь мы развиваем навык не терять нить  повествования. Подробнее в видео:


4  Компенсаторные стратегии

Можно поработать и над компенсаторными стратегиями. Это когда мы компенсируем нехватку знаний или навыков чем-то другим. Например, ушами я не слышу нужное слово, но знание языка подсказывает, ЧТО здесь должно быть.
Тут есть разные способы работы, например:
  • наложить шумы в аудио (можно сделать в приложениях, которые позволяют редактировать аудио/видео)
  • убрать в скрипте некоторые слова и попросить учеников восстановить их. Как здесь:
  • I'd like to open a bank ___. (account)
  • We also need proof of your ___ address. (current)
  • Сan I just have a quick ___ at that? (look)
  • What we can do is give you a three-month trial ___ . (period)
Наши догадки будут основаны на контексте и знании (или незнании, муахахаха)) типичных словосочетаний и грамматики.

И это тоже очень реалистичное задание. В жизни мы часто не слышим какие-то слова - из-за шумов, особенностей беглой речи, акцентов и т.д. - и нам приходится из восстанавливать и достраивать.

5 Важное vs неважное

Один из навыков аудирования - уметь отличить relevant от irrelevant information. На экзаменах особенно пригождается, да и по жизни тоже.

Ну, например, было у нас аудирование в Outcomes Advanced, где нужно определить, кого обсуждают спикеры - начальника? коллегу? одногруппника? соседа по общаге? и т.п. Здесь спикеры открыто не называют людей, не говорят 'my boss is such an idiot'. Но дают наводки, по которым и нужно вычислить, о ком же идет речь.

И такое связанное с этим навыком задание: даю ученикам выборку фраз и предложений из аудирования, где ученикам нужно определить, какие фразы помогают ответить на вопрос, а какие нет. Ну, например, какие из этих фраз помогают, а какие не помогают понять, что речь идет о боссе, а не просто о коллеге:


Этот прием сработает и другим аудированием, где есть какое-либо задание, например, True / False, открытые вопросы, вопросы с вариантами ответа и т.д. Везде можно попросить учеников найти в аудио нужное, ключевое предложение или фразу - найти самостоятельно или через заранее заготовленное упражнение (см.выше). В этом уже больше толка для развития listening skills, чем от привычного "послушайте аудио и ответьте на вопросы".


Основной принцип

Упражнения выше это далеко не все, что можно сделать для развития listening skills. Смысл, в общем-то, не в конкретных упражнениях. Главное - это принцип. А принцип в разработке всех подобных заданий один, и он очень простой. Думаем, какие subskills входят в большой навык аудирования, и дальше уже составляем задания для развития этого мелкого навыка.

Какие listening subskills вспомните, кстати?

Еще один важный момент. Очень полезно не просто давать ученикам разнообразные задания, а еще и доносить до них, что и зачем мы делаем. Не просто просить их заполнить пропуски в скрипте, а еще и объяснить, как это соотносится с аудированием в реальной жизни. Ну и так далее. Я, например, часто спрашиваю учеников после выполнения задания, мол, а зачем мы сейчас сделали это упражнение? какой в нем смысл? ценность? Впрочем, это не только к аудированию относится.

Есть ли у вас любимые задания на развитие listening skills?


Еще по теме:

Аудирование на английском. Понять и простить
Что облегчает понимание. Аудирование на английском - 2
Как научиться понимать английскую речь. Развитие навыков аудирования

Автор: Дарья Масловская

Комментарии

comments powered by Disqus
faq грамматика лексика ошибки освоение языка методика находки средства обучения контекст writing семинары genre analysis reading текст уровень Beginner-Elementary современные технологии на уроке хиханьки DELTA будни ип one-to-one индивидуальный подход needs analysis репетиторы личное аудио collocations concordances уровень Intermediate учебники предлоги скайп книги на английском ученики реклама на английском связность текста functions клише игры на английском слова listening план урока бесплатные материалы видео модальные глаголы отрывки из фильмов произношение диктофон интонация уровень любой бесплатные уроки розыгрыш IELTS анализ текста уровень Pre-Intermediate speaking английский для путешествий отпускное словообразование занятия в группе песни на английском презентация коммуникативный подход словари уровень Upper-Intermediate spoken discourse гостевой пост специальное предложение лексический подход перевод уровень Pre-intermediate уровень Advanced честно и откровенно уровни лучшие посты книги по методике объявления организационное видео с урока task-based learning вебинары разговорный клуб уровень Upper-intermediate книга Stories Stories о языке Stories о методике