Все лучшее - подписчикам! Скидки, закрытые посты и многое другое Подпишитесь и получите книгу "Продвинутый английский" бесплатно!
Вход / Регистрация

5 способов усложнить учебник английского

как усложнить учебник

Некоторые учебники я прошла уже раз 15. И каждый раз это немного разные курсы с разным наполнением и даже уровнем.

Да-да, один и тот же учебник – например, Outcomes Upper-intermediate – можно брать и с учениками Upper-intermediate, и с учениками Advanced. Главное – как подать материал, как его упростить или усложнить в зависимости от группы, чем дополнить.

Сегодня покажу, как я усложняю учебник. Но сначала – зачем, собственно это делать?


Зачем усложнять учебник?

Основная (но не единственная) причина – это неравномерность развития навыков у ученика. Например, грамматику он знает отлично на уровне правил, но совершенно нет автоматизма в речи. Или грамматику он в принципе знает и даже умеет ею пользоваться, но словарный запас хромает. Или с fluency (беглостью речи) все хорошо, но не хватает accuracy (грамотности). Или проблемы с аудированием…

То есть по одному аспекту языка у ученика может быть, например, уровень Intermediate, а по другому – Pre-intermediate. Вот тогда можно взять учебник на уровень ниже. Так мы подтянем то, что нужно подтянуть, но в процессе немного усложним учебник, чтобы не было скучно с остальными аспектами языка.

Итак, несколько общих принципов, которыми я пользуюсь, когда хочу усложнить материал.


Усложняем грамматику…

Возьмем для примера условные предложения, пускай это будет First Conditional. Ну что нового можно узнать про First Conditional на уровне Upper? Да даже и на Intermediate! Даже если не брать во внимание тот факт, что у многих и на высоких уровнях нет автоматизма со всеми этими if… will, на невинный First Conditional можно накрутить очень многое!

Ну во-первых, первое условное - это не только конструкция типа If... will, например:

She'll die if we don't diagnose her
(пример из House M.D.)
А еще и:
  • If we don't diagnose her, ...
  • ...will she make it?
  • ...transfer her to another hospital
  • ...what are we gonna do?
  • ...what will be our next move?
  • ...we might regret admitting her
  • ...you should fire us

Тут и вопросы разных видов, и императив, и should, и going to, и might.

(Конкретно Outcomes Upper дает этот материал, хвала ему. Но не все учебники на уровне Upper-intermediate упоминают этот факт и так и продолжают гонять годами одно и то же if…will. Либо же можно рассказать об этом раньше Upper и усложнить Intermediate.)

И вроде бы в теории все понятно и смутно знакомо, но когда доходит до практики, становится сложно даже хотя бы генерировать такие предложения, не то что в речи свободно ими оперировать. Мозг привычно сбивается на If... will.

Ну и видите, да, что тут же  мы под шумок накидываем годную лексику:

  • will she MAKE IT?
  • our NEXT MOVE
  • ADMITTING HER

и т.д.


…и тут же упрощаем грамматику

Такие все противоречивые, да)) Усложняем грамматику и тут же упрощаем. Многие грамматические конструкции, в том виде, в каком как любят их давать учебники, сильно далеки от жизни (читай «от устного дискурса»). К First Conditional это относится в полной мере. Вот эти все:

If it rains, we'll stay at home.
...в речи могут звучать так:

- What if it rains?

- We'll stay at home then.

Полное предложение разбивается на две части и становится, например, диалогом. И нужно уметь видеть и свободно ПОЛЬЗОВАТЬСЯ условными и за пределами полных предложений. А если еще и эллипсис прикрутить, то придется слегка напрячь мозги и не попасться:

- What if it rains?

- We'll stay at home then.

- And if it DOESN'T?

- We won't. Duh!


- What if it's windy?

- We'll go sailing.

- And if it ISN'T?

⠀⠀⠀
Самая веселуха начинается, когда просишь учеников проговорить это быстро по картинкам:

Тут-то и выясняется, что у многих это не на автомате. Где doesn’t, где don’t, где isn’t, где aren’t? Что вообще происходит? Где я? Кто здесь? Аааа, кто-нибудь, остановите эту карусель, я сойду!))

Итак, принцип здесь в том, что мы «упрощаем» грамматику (как бы), то есть смотрим, как она себя ведет на воле в устном дискурсе. И принцип, конечно, работает не только с первыми условными предложениями.

Может, попробуете вспомнить другие грамматические конструкции, которые в жизни используются совсем не так, как представляют это учебники?


Комбинируем конструкции

Такая, например, игра.

В оригинале это активити на Past Simple vs Past Perfect, но я наладила безотходное производство и использую ее несколько раз. Мы проигрываем либо одну версию за другой, либо все 4 сразу (чтобы запутать учеников и развить автоматизм):

1 Past Simple vs Past Perfect. Находим нужные карточки, соотносим и делаем предложения:

I was very tired because I hadn’t slept all night so I fell asleep in the middle of the concert

…либо же более живым диалогом:
- I was very tired…
- How come?
- I hadn’t slept all night.
- Oh yeah?
- Yeah… so I fell asleep in the middle of the concert.

2 Third conditional. Тут же можно нагенерировать предложения в третьем условном:

If I had slept that night / got a good night's sleep, I wouldn’t have been tired, and I wouldn’t have fallen asleep in the middle of the concert and missed the second half.

3 Should have/ would have. Следом придумываем «сожаление» и следствие:

I shouldn’t have had that cup of coffee – then I wouldn’t have stayed up all night, and then I wouldn’t have been tired, and I wouldn’t have fallen asleep in the middle of the concert and made a fool of myself

4 Wish. Вдогонку еще одно сожаление:

Yeah, I wish I hadn’t had that damn cup of coffee!

Здесь, как и выше, отлично работает ускорение. Сразу можно проверить, насколько вы довели до автоматизма интересующие вас конструкции. Они ведь разные:

  • I was tired – I wouldn’t have been tired  - If I hadn't been tired
  • I fell asleep – I wouldn’t have fallen asleep - If I hadn't fallen asleep
  • I shouldn’t have had that cup of coffee – I wish I hadn’t had that cup of coffee

…а значит, надо успевать соображать, что к чему. А еще лучше делать это на автомате.


Усложняем лексику

Когда готовилась к уроку и немного психанула...

Проходили мы как-то с группой преподавателей emphatic structures - конструкции для выражения сильных эмоций. Они вообще появляются практически на каждом уровне, но с каждым витком язык усложняется + добавляются новые patterns.

На начальных уровнях достаточно выучить простые:

  • It annoys me - I'm annoyed
  • It scares me - I'm scared

На уровне выше можно подключить чуть более продвинутое:

  • I find it annoying / scary / strange

А на уровне Аппер учебник предлагает уже вот такие продвинутые patterns:

  • What really annoys me
  • What worries me
  • What scares me
  • What I find strange

...is

И вот сижу я, готовлюсь к уроку и понимаю, что преподы мои знают все эти emphatic structures и, что важнее, даже пользуются ими. Слышала собственными ушами! Как же усложнить им материал, если patterns тут не усложнить никак?

Думала-думала и в итоге придумала. Если нельзя проапгрейдить конструкцию, почему бы не усложнить и не оживить лексику? Все эти annoys, worries, scares, frustrates, strange, funny и иже с ними - ну это же смех один, а не Аппер. Продвинутый английский – это совсем другое.

Вот что получилось в итоге.

  • What I love / What I find exciting
    • What I'm really pumped about
    • What I'm really psyched about

  • What really annoys me
    • What gets on my nerve
    • What freaks me out
    • What pisses me off
    • What bugs me


  • What worries me
    • What bugs me
    • What keeps bugging me
    • What nags me


  • What scares me
    • What gives me the creeps
    • What creeps me out
    • What scares the hell (the shit) out of me


  • What frustrates me
    • What bums me out
    • What brings me down


  • What I find strange
    • What I can't wrap my head around
    • What doesn't make sense to me
    • What I don't get


  • What I find funny
    • What cracks me up

…и так далее.


Ну и дальше мы уже развлекались и вместо:

  • What I really love is my morning dose of caffeine.

...бросались такими продвинутыми фразами:

  • What I'm really psyched about is my morning dose of caffeine.

Может, вспомните другую хорошую лексику в дополнение?


Накидываем лексику

Это мой авторский термин, прошу прощения)) Под «накидыванием» лексики я имею в виду, что к новым словам / словосочетаниям мы добавляем какую-то связанную лексику. Зачем и как это делать – расскажу как-нибудь в другой раз.

Накидывать можно по-разному. Если, например, в упражнении:

...будет словосочетание raided a cafe, и это новая лексика, возможно, я не стану добавлять сюда related vocabulary, или добавлю что-то базовое, уже знакомое:

  • Why might the police raid a place?
    • (They) suspect illegal activity

Ученики уже знают словосочетание illegal activity, хотя бы на уровне отдельных слов. Теперь мы просто соединили их в типичное для английского языка словосочетание и построили в голове связь между raid a place и suspect illegal activity.

Но вот если raid a place не новое словосочетание, можно накидать и более продвинутой лексики, ибо зачем топтаться на одном месте?

Вопрос тот же, но вот ответ уже будет другой:

  • Why might the police raid a place?
    • (They’ve been) staking out the warehouse (for a while) = наблюдали за складом/ сидели в засаде
    • (They got) an anonymous tip / (Somebody) tipped them off = анонимная наводка / кто-то дал им наводку
    • (They) got a lead = появилась зацепка (в деле)


Резюме

Вот, собственно, это были 5 способов усложнить материал учебника (если, конечно, это чем-то обосновано):

1 усложняем грамматику

2 смотрим, как грамматическая конструкция ведет себя в устном дискурсе, то есть в реальной живой речи

3 комбинируем конструкции

4 усложняем лексику

5 накидываем связанную лексику


Ну и в целом, как вы усложняете материал для учеников? Какие еще есть причины делать это?

 

Автор: Дарья Масловская

Комментарии

comments powered by Disqus
faq грамматика лексика ошибки освоение языка методика находки средства обучения контекст writing семинары genre analysis reading текст уровень Beginner-Elementary современные технологии на уроке хиханьки DELTA будни ип one-to-one индивидуальный подход needs analysis репетиторы личное аудио collocations concordances уровень Intermediate учебники предлоги скайп книги на английском ученики реклама на английском связность текста functions клише игры на английском слова listening план урока бесплатные материалы видео модальные глаголы отрывки из фильмов произношение диктофон интонация уровень любой бесплатные уроки розыгрыш IELTS анализ текста уровень Pre-Intermediate speaking английский для путешествий отпускное словообразование занятия в группе песни на английском презентация коммуникативный подход словари уровень Upper-Intermediate spoken discourse гостевой пост специальное предложение лексический подход перевод уровень Pre-intermediate уровень Advanced честно и откровенно уровни лучшие посты книги по методике объявления организационное видео с урока task-based learning вебинары разговорный клуб уровень Upper-intermediate книга Stories Stories о языке Stories о методике