Needs Analysis
Смотрю на разные формы Needs Analysis, думаю...
Вот, допустим, вопрос потенциальному ученику: Why exactly do you need English? Наверное, предполагается, что одним выстрелом можно перестрелять всех зайцев. А на практике в 90% случаев в ответ услышишь такую цель изучения английского языка: "чтобы разговаривать". Класс! Всё ясно, всё понятно. Берешь учебник и вперед.
Как бы не так. Редко кто, а уж особенно неопытные изучающие, могут сформулировать предельно детально, зачем им нужно учить английский.
"Чтобы говорить". Где говорить? С кем говорить? В каких ситуациях? О чем? На каком уровне глубины?
Я вот, когда пришла к тренеру по плаванию, могла сказать единственное: "Хочу учиться плавать, чтобы плавать". И только спустя 3 месяца тренировок я смогла разобраться в том, что это такое вообще и чего я хочу. Цели не то, чтобы изменились, но конкретизировались. Даже не цели, нет, задачи. Теперь я могу заявить (и заявляю): "Мне нужно отработать технику гребка. Научиться рассчитывать момент для переворота. Управлять дыханием" и т.д.
То есть, вопрос: Why exactly do you need English?, мне кажется, применим к тем, у кого есть уже мало-мальский опыт в изучении языка, понимании его систем, необходимых навыков и стратегий. И к тем, кто, собственно, определился с целями изучения английского, конечно.
Или такие вопросы: Какие ваши любимые формы и способы изучения языка? Индивидуально? В группе? В паре? В мини-группе? С помощью видео? Картинок? Или вам нравятся анализировать правила? Или вам нравится problem-solving? Или guided discovery?
Мне кажется, эти вопросы, типичные для многих анкет Needs Analysis, актуальны для тех, у кого уже есть опыт изучения языка, он попробовал и то, и другое, и пятое, и десятое, и определился в собственных предпочтениях и эффективности методов применительно к себе. А у новичков откуда такая информация о себе, любимом? И как они поймут всю эту методическую терминологию: guided discovery? rote-learning?
Поэтому для себя я решила, что совсем новичкам лучше предлагать список максимально возможных ситуаций использования английского (т.н. Genre Analysis). Например:
Что бы вы хотели уметь читать (и понимать) на англ.?
- блоги
- путеводители
- объявления и знаки
- профессиональную литературу
- художественную
- журналы и газеты
- новостные сайты
- кулинарные рецепты
- рекламу и т.д.
Что бы вы хотели уметь понимать на слух?
- объявления в аэропорту
- новости по радио
- новости по ТВ
- лекции (например, ted.com)
- презентации
- шутки
- разговоры и т.д.
Писать? Говорить?
А для того, чтобы выяснить любимые и самые эффективные для конкретного ученика методы, activities и формы, лучше всего замутить observation с последующим teacher's journal или action research. Но это уже тема другой лекции :))
Подробнее о needs analysis и о том, как написать индивидуальную программу по английскому.
Автор: Дарья Масловская
Поделитесь с друзьями!
Подпишитесь на новые посты блога!