Как выбирать и записывать английские выражения
В прошлый раз я жестоко раскритиковала учебники английского языка. И нисколько не раскаиваюсь))
Лексика, которую выбирают авторы учебников, частенько оказывается сомнительной ценности. В ней нет ничего нового, никакой системы, а полезные устойчивые словосочетания попадают в игнор.
Но! Критикуешь – предлагай. Вот и предлагаю свой вариант. Как выбирать и записывать английские выражения?
Возьму тот же английский текст для чтения, который попал под раздачу подвергся
обструкции в прошлый раз. Покажу, как можно выбирать выражения с толком, в какую систему их можно организовать и как записывать новые выражения.
Вот текст для чтения из учебника английского Speakout с выбранными мной выражениями – они выделены
маркером.
Но рано радоваться! И печалиться тоже рано))) Эти английские выражения – только верхушка айсберга. Этот текст для чтения таит в себе гораздо больше сокровищ. Нырнем вглубь?
Found, fund, find
- to found (a company)
- to fund (a project)
- to find (a job)
Почему эти глаголы? Потому что они выглядят похоже, из-за чего их часто путают. А еще у них происходят всякие интересности в прошедшем времени:
Дальше – больше.
Слово fund участвует в новых словосочетаниях в этом же тексте:
- a fundraising campaign
- a fundraising event
И, конечно, записывать английские выражения и устойчивые словосочетания лучше где-то рядышком с себе подобными.
Raise, rise
Слово raise, которое спряталось где-то в середине, тоже нам пригодится.
Во-первых, с ним можно сделать много новых выражений по образу и подобию.
А во-вторых, его часто путают с другим глаголом – rise. Будем постигать дзен разницу:
Participate, take part in
Идем дальше. Если присмотреться, можно заметить в тексте синонимы participate = take part in. Надеюсь, в этом нет ничего нового.
Но тут снова спряталась одна интересность. Слово take повторяется в этом тексте два раза, оба – устойчивые словосочетания по стандартной схеме. Стоит раскусить эту схему, как откроется дивный новый мир устойчивых выражений))
Устойчивые словосочетания с 'break'
И это еще не все. Мы закончили на словосочетании take a
break. Оно тоже было в тексте. Раз уж пошла такая гулянка работа, поработаем и над break.
В тексте оно встречается два раза, как существительное и как глагол. Вот это, я понимаю, многофункциональность!
- to take a break
- to break a record
Ну а значит, сам бог лингвистики велел посмотреть на слово break в разных его проявлениях:
А список слов тем временем все разрастается и разрастается)) И включает в себя не только то, что есть в тексте, но и то, чего там нет.
Ты суслика видишь? Нет? А он есть!)))
Устойчивые словосочетания с 'date'
Причина выбрать выражение to date – его необычность, новизна. То есть слово date известно всем с начальных уровней, но вот в такой фразе мы его видим впервые.
Вот и встроим to date в уже известные нам случаи употребления:
To bring out the best (in people)
Новое выражение; скорее всего, доселе не виданное. И при том довольно частоупотребимое.
Бывают люди, которые bring out the best in me, а бывают те, которые bring out the worst.
И опять пойдем чуть дальше, чем видит око. Вспомним другие английские выражения с bring. В данном случае все они – фразовые глаголы:
- bring out the best/worst in people/me (заставляют меня проявлять лучшие/худшие качества)
- bring up children (воспитывать детей)
- bring something up in a conversation (упоминать/поднимать что-то в разговоре)
- bring in something new (привносить что-то новое)
Устойчивые словосочетания с 'burst'
По традиции, к выражению burst with energy из текста добавляем другие. Смотрим, как ведет себя слово burst, в каких контекстах и значениях используется:
You name it
Здесь та же история, что и с to date, мы уже видели выше.
Само слово name однозначно не новое. А вот фраза you name it – непривычная. Встраиваем ее в то, что нам уже известно:
И для тех, кто еще остается на линии, на десерт – отрывок из фильма с фразой you name it:
А вот как выглядел бы мой словарик со всеми словами и выражениями к этому тексту:
Резюме
Не поленюсь в очередной раз сказать, что при выборе новой лексики выбирать лучше не отдельные слова, а устойчивые словосочетания. Потом можно заменить одни слова другими и получить много новых выражений - матрица-то уже готова!
Можно выбирать и отдельные слова, но тогда желательно добавить побольше примеров и контекстов их употребления.
Обязательно записывать английские выражения! Если, конечно, хотите что-то запомнить и увеличить словарный запас)) Если за вас это будет делать преподаватель, преподаватель и выучит все эти выражения! А не вы *демонический смех*
Поначалу, конечно, можно и нужно эксплуатировать на эту тему вашего препода. Но только для того, чтобы понять принцип - какую лексику выбирать и как грамотно записывать новые выражения. И для того, чтобы спросить, насколько употребимы выбранные вами выражения.
Придумать логику организации вашего личного словарика. Такую, которая удобна и понятна вам, и которая не противоречит устройству нашей памяти. Подробнее - как устроена память и словарный запас и еще один пример организации словарика.
Скачать оригинальный текст из учебника Speakout Upper-Intermediate.
Скачать текст с дополнительными выражениями.
Скачать оформленный словарик к тексту можно здесь.
А как вы выбираете новую лексику в текстах? Предпочитаете отдельные слова или выражения/устойчивые словосочетания?
Стараетесь сами или ждете, пока преподаватель за вас сделает всю работу?)))
Оставьте комментарий – обсудим.
Автор: Дарья Масловская
Поделитесь с друзьями!
Подпишитесь на новые посты блога!