Все лучшее - подписчикам! Скидки, закрытые посты и многое другое Подпишитесь и получите книгу "Продвинутый английский" бесплатно!
Вход / Регистрация

Анализ жанра на уроке

анализ жанра урок английского

Когда мы рассматривали жанры текста на английском языке, мы выяснили, зачем все это нужно на практике. Оказывается, нужно и еще как!

Затем, чтобы быстро ориентироваться в огромных объемах информации. Затем, чтобы самим с легкостью составлять любые тексты на английском. Затем, чтобы противостоять манипуляциям. Или виртуозно манипулировать окружающими самим!))

Сегодня о том, как можно провести анализ жанра (genre analysis) на уроке.

И два фрагмента уроков по английскому, где мы с учениками проводили анализ жанра.

Анализ жанра на уроке

Анализ жанра может быть одним из принципов подбора дополнительных материалов для урока.

Обычно дополнительные материалы подбираются так:

Проходим тему Family - дополнительно возьмем какой-нибудь текстик по теме Family с нужной лексикой.

Тема по грамматике was/were – возьмем дополнительные игры, активитиз  и упражнения на отработку прошедшего времени.

Так вот, дополнительные материалы для уроков можно подбирать и по принципу жанра. Как это выглядит?

Проходим тему по грамматике imperative (повелительное наклонение) – дополнительно рассмотрим те жанры текстов, для которых характерны повелительные предложения.

enlargeenlarge

Нам подойдут:

  • всяческие инструкции (да хоть инструкция по заварке чая с упаковки!)
  • мануалы к технике (как настроить телевизор)

И смотрим, как ведем себя imperative в подобных текстах, по какому принципу строится этот жанр.

Или – проходим прилагательные. Каким жанрам свойственно использование прилагательных? Самый очевидный ответ – разного рода рекламе. Почему бы не познакомиться с этим жанром? Отличная тренировка критического мышления получается, когда видишь, как и в каком количестве используются прилагательные в рекламе)))

enlarge

Можно пойти и другим путем. Учебники хоть и предлагают некоторое разнообразие жанров, анализом жанра обычно не заморачиваются. А мы заморочимся! Преподы мы, в конце концов, или где?)))

Ну, например, появляется в учебнике какая-нибудь application form. Тут же добавляем пару-тройку других форм, анализируем, выводим особенности жанра и его распространенность. И учимся ориентироваться в этом формате текста.

enlarge

Или в учебнике предлагают заполнить personal profile. Значит, нам прямая дорога на сайты, где нужно создавать и заполнять личные профили (соцсети, сайты знакомств и другие). И опять – изучаем жанр и его условности. Учимся заполнять профили всей видов и мастей.

enlarge

Подробнее о том, как мы анализировали сайты знакомств и учились заполнять профили.

Или текст из учебника в формате туристического буклета о достопримечательностях. Без специальной тренировки, особенности этого жанра ученикам не очевидны. Их-то мы и выявим с помощью других подобных текстов.

enlarge

Видим, что оба буклета организованы похожим образом. Есть картинки, есть текст с информацией и фактами, есть раздел с практической информацией – часы работы, цены, расположение. Есть определенный способ подачи информации, даже своя характерная упорядоченность этой информации.

Подробнее о том, как мы работали с этим текстом на уроке.

О пользе анализа жанров

Анализ жанра учит студентов быстро в ориентироваться в текстах в обычной жизни. Определять релевантность текста, извлекать и интерпретировать информацию без особых усилий. А также тренирует писать тексты самых разных жанров самому (от составления резюме до объявления о продаже ненужных учебников английского)))

В общем, все это называется build confidence и является – не побоюсь этого слова – обязанностью преподавателя!))

Покажу два фрагмента урока, где мы как раз делали задания на анализ жанра.

Оба они имеют дело с жанром газетной или журнальной статьи. Но отличаются по уровню (Pre-Intermediate vs.Upper-Intermediate) и, соответственно, по тренируемым навыкам.

Фрагмент урока Pre-Intermediate

Первый фрагмент урока по английскому – для уровня Pre-Intermediate. Здесь мы знакомились с жанром:

enlargeenlargeenlarge
  • как организован журнал (magazine cover, contents page, sections, features, articles, titles)
  • какие в нем есть разделы
  • как они называются (news section, on the cover, features, technology section, etc.)
  • как беглым взглядом найти статью по нужной тематике (по картинкам и ключевым словам заголовков и первых предложений каждой статьи). В нашем случае – так как мы занимаемся по Gateway, учебнику для подростков – и статью мы искали по теме здоровья подростков.

Дальше мы учились читать и понимать аутентичные статьи, написанные сложным языком (новостная научная статья):

enlarge
  • как, не заморачиваясь незнакомыми словами, понять основную информацию
  • как ориентироваться в сложном языке статей, подбирая синонимы из известных слов
  • как перефразировать предложения - чтобы уметь передать смысл своими словами

Фрагмент урока Upper-Intermediate

Этот фрагмент урока по английскому сделан на основе учебника Speakout Upper-Intermediate. И жанр у нас был – репортаж и газетная статья.

В принципе, к уровню Upper-Intermediate наши дорогие ученички уже повидали жизнь всякого, и статей в том числе. Так что устройством журналов и выявлением особенностей жанра (как в предыдущем фрагменте) мы заниматься не стали. Мы сразу приступили к более творческой части - практике.

enlargeenlargeenlarge
  • сделали страницу из учебника
  • взяли дополнительную статью
  • выяснили, почему она не вписывается в жанр статьи
  • исправили все это безобразие – структурировали, разделили на абзацы и предложения, избавились от лишней информации.

Все материалы можно скачать бесплатно:


Коллеги, а вы проводите анализ жанра на уроке? Оставьте комментарий – обсудим!

Автор: Дарья Масловская

Комментарии

comments powered by Disqus
faq грамматика лексика ошибки освоение языка методика находки средства обучения контекст writing семинары genre analysis reading текст уровень Beginner-Elementary современные технологии на уроке хиханьки DELTA будни ип one-to-one индивидуальный подход needs analysis репетиторы личное аудио collocations concordances уровень Intermediate учебники предлоги скайп книги на английском ученики реклама на английском связность текста functions клише игры на английском слова listening план урока бесплатные материалы видео модальные глаголы отрывки из фильмов произношение диктофон интонация уровень любой бесплатные уроки розыгрыш IELTS анализ текста уровень Pre-Intermediate speaking английский для путешествий отпускное словообразование занятия в группе песни на английском презентация коммуникативный подход словари уровень Upper-Intermediate spoken discourse гостевой пост специальное предложение лексический подход перевод уровень Pre-intermediate уровень Advanced честно и откровенно уровни лучшие посты книги по методике объявления организационное видео с урока task-based learning вебинары разговорный клуб уровень Upper-intermediate книга Stories Stories о языке Stories о методике